16 самых депрессивных фильмов на любой вкус
Их полезно смотреть зимними российскими ночами, чтобы понять: твоя жизнь еще не достигла дна. Приятное, черт побери, ощущение!
— Поздно, — сказал Волк и, привалившись к березе, дал дуба. Пашечка вздохнула и отошла. Последнее, что она видела, был пробежавший мимо хромой заяц с явными признаками язвы желудка и цирроза печени. Она приказала ему долго жить. Александр Иванов. Сказка для депрессивных «Красная Пашечка»
Интересно, почему самые гуманистические по посылу фильмы или книги — они же и самые жуткие? Как так вышло, что ради воспитания идеального ребенка мы обязаны заставить его читать, как глухонемой невольник топит любимую Муму в реке? И вот ребенок вырастает в большого, толстокожего взрослого, которого уже не пронять тонущими песиками. И тогда творцам приходится повышать градус жести многократно. Вот об этом и поговорим.
«Сатанинское танго», 1994
Венгрия. Режиссер Бела Тарр
Это как Тарковский, которого окунули в грязь и очень сильно замедлили. «Сатанинское танго» длится почти семь с половиной часов! В три раза дольше, чем другой прославленный фильм того же режиссера — «Туринская лошадь».
В картине почти ничего не происходит и мало что движется. В основном тебе демонстрируют жизнь вымирающей деревни и все больше загоняют молотом поглубже в атмосферу тоски, хандры и, наконец, депрессии. Топовый и обязательный представитель жанра «всё — тлен».
«Пианист», 2002
Франция. Режиссер Роман Полански
Так и хочется ляпнуть, что это наш любимый фильм о холокосте, однако прозвучит такое странно — как будто нам нравится холокост. Лучше промолчим.
«Пианист» Романа Полански кардинально отличается почти от всех современных картин про геноцид и лагеря одним ключевым фактом: режиссер пережил многое из описанного сам. Он провел многие годы в еврейских гетто и потерял почти всю родню в нацистских концентрационных лагерях. Там жуткая история, даже не хочется вдаваться в подробности.
Герой «Пианиста» имеет своего реального прототипа, и это, само собой, не Полански, а еврейский музыкант Владислав Шпильман. Фильм отслеживает всю его борьбу за выживание с прихода немцев в Варшаву и до окончания Второй мировой. Сразу предупреждаем: здесь не будет духоподъемных речей в стиле «Списка Шиндлера».
«Груз 200», 2007
Россия. Режиссер Алексей Балабанов
Мало какой фильм в России ненавидят больше, чем ретротриллер Балабанова о маньяке из органов милиции. Антисоветчина, поклеп, безвкусица и вражеская заказуха — список хейтерских тегов можно продлевать бесконечно. А раз люто ненавидят, значит, задело за живое. Фильм и впрямь режет по живому.
Редкий случай, когда восьмидесятые в кино выглядят жутче девяностых.
«Смерть в Венеции», 1971
Италия. Режиссер Лукино Висконти
Экранное переосмысление повести Томаса Манна об увядающем интеллигенте, который попадает на венецианский курорт в самый разгар эпидемии холеры. Половина города тихонько вымирает, другая половина старается не замечать происходящего. Нелепость апокалиптического бытия обостряется внезапно вспыхнувшей страстью, и герой фильма влюбляется совсем не в девушку, отнюдь. Не фильм, а высший пилотаж безысходности из 70-х.
«Меланхолия», 2011
Дания. Режиссер Ларс фон Триер
Не самый устрашающий фильм Триера (у него в активе «Антихрист» и «Догвилль»), зато наиболее эффективно транслирующий мысли о тленности бытия. Главная героиня впадает после свадьбы в депрессию и ждет конца света, наблюдая, как к Земле движется планета Меланхолия.