«Вода в космосе — это новая нефть». Что Джефф Безос ищет на Луне
К чему может привести война за первенство в освоении космоса, развязанная Илоном Маском, Джеффом Безосом и Ричардом Брэнсоном
В ноябре издательство «Альпина Паблишер» выпускает книгу журналиста Тима Фернхольца «Новая космическая гонка. Как Илон Маск, Джефф Безоз и Ричард Брэнсон соревнуются за первенство в космосе». Forbes Life публикует отрывок из книги.
«Когда Безос объявил о старте программы Blue Moon, началась настоящая золотая лихорадка, — говорит Джоэл Серсел, аэрокосмический инженер, в настоящее время работающий в Blue Origin. — Еще бы — второй по богатству человек в истории человечества решил застолбить за собой кратер Шеклтона!»
Как следует из названия программы («Голубая Луна»), Blue Origin собирается отправить на Луну модуль с посадочной ступенью и, таким образом, стать первой частной компанией, которая прикоснется к поверхности астрономического тела. После нашего разговора с Серселом фондовый рынок благосклонно отреагировал на новости о финансовых результатах деятельности Amazon — и перевел Джеффа Безоса со второго на первое место в рейтинге самых богатых людей в мире. Почему бы богатейшему человеку на Земле не построить собственную базу на Луне?
К 2016 году Amazon стала одной из самых дорогостоящих компаний в человеческой истории, которая благодаря мастерскому владению искусством розничной торговли, наукой выстраивания логистики и инструментарием виртуального мира зарабатывала сотни миллиардов долларов в год. Хотя на протяжении многих лет Amazon вкладывала почти всю свою прибыль в дальнейшее расширение, Уолл-стрит обожала ее акции. Компания росла как сказочный гигант, заглатывая и пожирая целые отрасли. Очарованные инвесторы были готовы закрыть глаза на некоторые весьма спорные моменты, такие как антимонопольные споры с книгоиздателями, армии низкооплачиваемых временных работников в распределительных центрах и вопросы защиты конфиденциальности, связанные с ее виртуальными помощниками Alexa. Несмотря на все сомнения по поводу будущих последствий вышеперечисленных проблем, потребители неизменно наделяли «магазин всего» самыми высокими рейтингами среди технологических гигантов.
В том же году Безос раскрыл журналистам бизнес-модель, лежащую в основе Blue Origin. «Я продаю примерно на $1 млрд акций Amazon в год, — сообщил он, — и инвестирую эти средства в Blue Origin». Однако, согласно данным Комиссии по ценным бумагам и биржам, Безос не продавал такого количества акций с 2010 года, на который пришелся всплеск публичной активности компании. Впрочем, в 2016 и 2017 годах он сдержал свое обещание, продав пакеты акций на сумму более $1 млрд. И, чего никогда не бывало прежде, впервые публично объявил, на что собирается потратить эти деньги.
Через две недели после того, как Falcon 9 сгорела на стартовом столе, Безос сообщил, что Blue Origin планирует построить самую мощную в мире орбитальную ракету-носитель под названием New Glenn. Как и New Shepard, эта ракета была названа в честь пионера космоса — Джона Гленна, первого американского астронавта, совершившего орбитальный полет вокруг Земли. По словам Безоса, высота первой двухступенчатой версии ракеты будет составлять 86 м, диаметр обтекателя — 7 м, а грузоподъемность примерно в три раза превысит таковую у Falcon 9 — короче говоря, New Glenn станет самой большой ракетой со времен Saturn V, доставлявшей американских астронавтов на Луну. Первую ступень New Glenn планировалось сделать многоразовой, используя тот опыт, который был наработан благодаря многократным полетам New Shepard, и оснастить новым двигателем BE-4, который компания разрабатывала для United Launch Alliance. «Я не знаю никого, кто бы мог в принципе составить нам конкуренцию», — сказал мне генеральный директор Blue