«Во сне я без страха пою и танцую»: рассказ об Исламской революции в Алжире через истории женщин
Героиня фильма режиссера Мунии Меддур живет в Алжире и мечтает стать модным дизайнером, однако ее планы рушит приход к власти исламских радикалов. Основанный на реальных событиях фильм рассказывает, как сложилась жизнь студенток, у которых могли бы быть профессия и мечта, а осталась только колючая проволока
В Москве завершился Qatar Film Days — фестиваль, представляющий российскому зрителю современное игровое и документальное кино Ближнего Востока и Северной Африки. Проект объединяет в себе пять фильмов из пяти разных стран, последний из которых, «Лапочка», — это первый полный метр франко-алжирского режиссера Мунии Меддур. Фильм доступен для просмотра на платформе фестиваля до 8 марта включительно.
В 1991 году в Алжире правящая партия отменила второй тур выборов в Национальную ассамблею, опасаясь победы популярного Исламского фронта спасения, целью которого было установить тоталитарный исламистский режим и гендерный апартеид. Произошел переворот, власть в стране захватили военные, а объявленный вне закона Исламский фронт и его сторонники обратились к насилию.
Действие «Лапочки» разворачивается в конце 90-ых годов, в самый разгар гражданской войны. Вооруженные исламские формирования нападают не только на армию и полицию, но и на мирное население, а фундаменталисты стремятся максимально контролировать поведение женщин. В такой обстановке живет главная героиня фильма Неджма (Лина Кудри получила за эту роль премию «Сезар» как самая многообещающая актриса), молодая студентка, которая мечтает стать дизайнером и продает свои платья в туалете ночного клуба, куда они с подругами тайком выбираются из общежития.
Глазами Неджмы и ее подруг мы наблюдаем, как усиливается власть и влияние исламистских сил. В столовой общежития девушки видят телерепортаж о теракте, по радио передают новости о новых конфликтах, а возвращаясь из магазина на такси, Неджма проезжает мимо взорванного видеосалона. По всему городу — а потом и кампусу — появляются листовки с надписями «Мусульманская женщина — в хиджабе». Мужчины вокруг все больше и больше говорят о женском смирении и жалуются на слишком откровенную одежду (джинсы, например). Так Меддур сплетает воедино частное и общественное, показывая события в стране через происходящее с героинями.
«Жить — не значит бороться с другими»
В одном из самых трагичных эпизодов фильма погибает сестра Неджмы: ее, журналистку, убивают прямо на пороге материнского дома. Меддур показывает эту сцену через эмоции, все события — выстрел, крики, склонившаяся над телом мать — происходят как будто где-то очень далеко. Никакой крови, никакой физиологии — исключительно лицо Неджмы и звенящая тишина. Смерть сестры подталкивает Неджму к осуществлению давней мечты: устроить в столовой настоящее дефиле со своими платьями и подругами в качестве моделей.