С плеча и по плечу
Как перепродажа вещей стала называться модным словом «ресейл», полюбилась поклонникам люкса и прижилась в России.
«Пришла в нем на открытие нового «Симача» и чувствовала себя Кэрри Брэдшоу», — говорит про колье-бабочку Chloé хозяйка марки украшений Rumi Лиза Аминова. Драгоценный аксессуар, а еще расшитую бисером сумку-багет Fendi и ботинки Bottega Veneta Лиза нашла на ресейл-платформах Oskelly и Lots. Сама продает там же «переставшую приносить радость» обувь Valentino и юбки Marni. И ничуть этого не стесняется.
Это раньше слово «ресейл» ассоциировалось с кроссовками Yeezy и футболками Supreme, ради которых подростки, к ужасу родителей, сначала отстаивали многочасовые очереди на морозе, а потом, не распаковывая, перепродавали их с наценкой на Grailed и в хайпбистских сообществах «ВКонтакте». Сегодня речь скорее про мягкий трикотаж Фиби Фило, нейлоновые сумки Prada Re-Edition, а если уж кроссовки, то Dior Кима Джонса.
В перепродажу по-прежнему попадают только поистине желанные товары. Но многое изменилось. Новейший ресейл чаще предлагает вещи, которые были в употреблении, что, конечно, отражается на цене. То есть дело не в корысти бывших владельцев, а в желании разгрузить гардероб, не наполняя шкафы домработниц и городские свалки. Поменялось и отношение к самому явлению. «Раньше ресейл считался позорным способом заработать копеечку, но со временем этот процесс приобрел новые смыслы, — говорит Аминова. — Во-первых, помогает освободить место от старого и лишнего, чтобы к тебе пришло новое и нужное. Во-вторых, то, что кажется бесполезным тебе, может быть желанным для других». Последний Лизин аргумент в пользу ресейла даже сентиментален: «Я сама не раз находила редкие, иногда совсем новые вещи по смешной цене. И в благодарность мне хочется сделать то же самое — порадовать кого-то, кто однажды найдет мои».
«Я пользуюсь всеми ресейл-платформами: от The RealReal до «Авито». Это больше чем шопинг, это захватывающий процесс, настоящая охота», — считает it girl Лиза Аминова.
Резкий рост интереса к ресейлу связан с пандемией. Локдаун дал всем возможность произвести переоценку нематериальных активов: изучить свой гардероб и с холодной головой обдумать, что нам действительно необходимо. Еще одна причина — временное закрытие офлайн-магазинов, из-за которого у многих из нас выработались новые шопинг-привычки. Мы не только пристрастились к онлайн-покупкам, но и начали изучать новые форматы, ресейл в том числе. Всего за пару месяцев с начала пандемии число пользователей лондонской платформы Depop увеличилось на 163 процента. У парижской Vestiaire Collective продажи подскочили на 54 процента. A у популярной в Сан-Франциско ThredUp — почти в два раза. Oсновная аудитория ресейла — джензеры и миллениалы от 18 до 37 лет, которые, по данным ежегодного отчета платформы ThredUp, покупают одежду в два с половиной раза чаще, чем другие поколения.