Виктимология: существует ли наука, которая учит нас не быть жертвами?
Наша колумнистка Екатерина Попова рассказывает, что такое виктимология и поможет ли её изучение женщине не стать жертвой насилия.
Всякий раз, когда обсуждается очередной случай насилия над женщинами, появляются люди, объясняющие, что девушка сама виновата: ей не стоило вызывающе одеваться, выпивать или заходить в квартиру мужчины. Очень часто такие комментаторы ссылаются на виктимологию: вот, мол, даже специальная наука есть, которая объясняет, как не стать жертвой преступления. А раз целую науку придумали, то и сомневаться не приходится — в случившемся есть доля вины не только агрессора, но и того, кто пострадал от его рук. Утопающим, чтобы спастись, советуют схватить себя за волосы и как следует дёрнуть вверх: берите, дорогие дамы, жизнь в свои руки. Нельзя уговорить насильника не насиловать, зато вы легко можете сделать так, чтобы ему и в голову не пришло обратить на вас внимание.
На первый взгляд, звучит логично, ведь если существует наука, изучающая поведение жертв, то должны быть и особенности такого поведения, привлекающие преступника. Однако стоит взглянуть на виктимологию внимательнее, и становится понятно: подобная трактовка к реальности не ближе, чем фильм Андреасяна «Тот ещё Карлосон!» — к оригинальной сказке Астрид Линдгрен. Давайте же разберёмся, что из себя представляет виктимология и почему она не занимается вычислением оптимальной длины юбки и допустимым количеством вина в бокале во время свидания.
Виктимология изучает не только жертв преступлений
Виктимология не ограничивается рамками правонарушений — это комплексная наука. Давид Ривман, например, в своём учебнике выделяет помимо криминальной виктимологии травмальную (изучающую жертв травматизма), виктимологию быта и досуга (связанную с вопросами безопасности на воде, транспорте и т. д.), психиатрическую и виктимологию катастроф.
А психологиня и докторка физико-математических наук Ирина Малкина-Пых отмечает, что вопросы виктимологии стали объектом криминологических исследований во времена Второй мировой войны, когда на Японию были сброшены две атомные бомбы и погибли десятки тысяч человек, что и подтолкнуло японских ученых к исследованиям причин жертвенности.
А теперь попробуйте представить себе такие же советы жертвам Хиросимы и Нагасаки, которые сейчас дают изнасилованным женщинам: «Зачем вы вообще жили во время войны в городе, где большинство построек деревянные? Разве трудно было уехать в деревню, которую бомбить не будут? Почему сразу не убежали, заметив самолёты?»
Звучит глупо, правда? Так что всегда стоит помнить: виктимология — область, охватывающая разные сферы жизни. И изучает она не частные случаи, а масштабные явления и не для того, чтобы возложить ответственность на пострадавших, а чтобы понять, как уменьшить их число, и неважно, идёт ли речь о числе изнасилованных женщин или людей, погибших во время военных конфликтов.
Виктимология изучает не только поведение жертв
Вопреки расхожему стереотипу виктимология очень мало внимания уделяет внимания тому, размахивал ли дядя Петя крупными купюрами, покупая пиво в ларьке, так, что их видел стоящий в очереди рецидивист Вася, у которого как раз не хватало денег на опохмел. А вот почему ограбленных людей на улице, где живут Вася и Петя, в два раза больше, чем в других районах города, — это уже вопрос пристального внимания специалистов.
Иными словами, виктимология не крутится вокруг поведения жертвы — она изучает сложную взаимосвязь между пострадавшими, преступниками, правоохранителями и социумом. И связь эта включает десятки и сотни самых разных нюансов. Например, число насильственных преступлений меньше там, где растёт больше высоких деревьев: по мнению экспертов, потенциальный преступник считает, что такой район более ухожен, а, значит, поймать в нём могут с большей вероятностью.
И даже когда речь заходит о субъективных факторах, то в центре внимания оказывается не поведение жертвы, а то, почему оно притянуло преступника. Не имеет значения, почему Маша после свидания зашла к Коле на чай, и объясняла ли ей мама, что так делать нельзя. Важнее, почему Коля счёл, что раз приняла приглашение — обязана заняться сексом, и не выпустил Машу из квартиры, пока не изнасиловал. И самый главный вопрос: почему полицейские, к которым обратилась девушка, назвали это «ненастоящим изнасилованием» из-за того, Маша сама зашла в дом знакомого мужчины, и как такое отношение правоохранителей сказывается на готовности женщин подавать заявления и раскрываемости преступлений.