Гендиректор Flowwow — как нишевые маркетплейсы конкурируют с универсальными

ВедомостиБизнес

Вячеслав Богдан: Мы уже обошли нишевых конкурентов и сейчас соревнуемся с универсалами

Лиана Липанова
чт. 13.02.2025

Сооснователь и гендиректор подарочного маркетплейса Flowwow. Вячеслав Богдан / Пресс-служба Flowwow

В октябре 2024 г. цветочный маркетплейс Flowwow изменил бизнес-модель и значительно расширил ассортимент. Теперь компания говорит о выходе за рамки традиционной ниши и трансформации в «гифтинговый сервис»: маркетплейс начал продавать кондитерские изделия, предметы декора, посуду и проч. За 2024 г. «нецветочные категории» составили уже 20% выручки. Flowwow рассчитывает, что через несколько лет кондитерские изделия начнут приносить компании уже половину оборота.

О том, зачем компания выходит в новые категории и как нишевые маркетплейсы конкурируют с универсальными, в интервью «Ведомостям» рассказал сооснователь и гендиректор Flowwow Вячеслав Богдан.

– По оценке Data Insight и Tinkoff eCommerce, в 2023 г. оборот нишевых маркетплейсов вырос на 27% до 591 млрд руб., а что с 2024 г.? Что происходит на рынке, какие результаты за прошлый год?

– Рынок электронной коммерции продолжает расти уже не такими активными темпами, как во время и после пандемии. Если посмотреть на топ-100 игроков рынка, включая универсальные и нишевые маркетплейсы, то все растут, но разными темпами. Это связано и с общим замедлением роста онлайн-продаж, и с внешними факторами, например со снижением финансирования из-за удорожания денег на рынке. Даже у крупных универсальных игроков наблюдается замедление активности.

Кроме того, темпы роста всегда замедляются, когда компания переходит на уровни десятков миллиардов. Например, оборот Flowwow в 2023 г. вырос больше чем на 100% – с 4,5 млрд руб. в 2022 г. до 9,5 млрд руб. За прошлый год оборот вырос примерно на 80% – до 17,2 млрд руб.

– А если говорить про выручку и прибыль?

– Выручка выросла до 4,5 млрд руб. Прибыль в России в прошлом году составила 313 млн руб. У нас хорошо выросли регионы: сейчас их доля в выручке примерно 55%. Хотим в 2025 г. дорастить их до 60%. Но поскольку часть прибыли мы направляем на международную экспансию, год завершился с убытком в 92 млн руб. – это инвестиции в международное развитие, в частности Белоруссию. Сейчас новые рынки в общем обороте компании занимают около 6%.

А за счет роста новых категорий у нас подросла частота покупок для клиента. Конечно, есть еще фактор инфляции, из-за которой средний чек у нас подрос примерно на 15%.

– В 2022 г. чистая прибыль компании составила 200 млн руб., а в 2023 г. – всего 20 млн руб. С чем это связано?

– В последние три года мы живем в очень нестабильной ситуации, а в 2022 г. страха было гораздо больше. В том году мы, учредители Flowwow, решили впервые выплатить дивиденды, так как с момента основания бизнеса в 2014 г. ни разу этого не делали. Все заработанные средства мы реинвестировали в рост бизнеса.

В следующем, 2023 году стало понятно, что экономика не развалилась. И мы продолжили делать то же самое, что и раньше: почти всю прибыль направили в рост. В прошлом году мы наняли более 300 новых сотрудников – разработчиков, маркетологов и аналитиков, которые помогают улучшать наш продукт.

«Интернет-магазины могут занять половину рынка»

– Какую долю рынка e-commerce сейчас занимают узкоспециализированные маркетплейсы и смогут ли они когда-нибудь приблизиться по объемам к крупнейшим мультикатегорийным площадкам?

– Исследований о доле нишевиков никто не проводил, но я думаю, что универсалы занимают больше 60% рынка электронной коммерции. И их доля растет. Потому что универсалы работают на более широких сегментах: та же самая одежда и техника, т. е. то, что люди покупают чаще и на большие чеки.

Но, например, в США все так же сначала шли на маркетплейсы, пока не насытились. А затем пошел обратный тренд: иметь свою платформу или размещаться на других маленьких маркетплейсах тоже стало круто. И несколько лет назад объем продаж через Shopify (платформа, на которой компании могут создавать свои собственные интернет-магазины) обогнал по объемам транзакций Amazon.

Нишевики точно универсалов не обгонят, но вполне могут сравняться, т. е. нишевые маркетплейсы и маленькие или большие интернет-магазины могут занять половину рынка. А пока универсалы рубятся между собой.

– А кого вы считаете своими конкурентами? Крупные маркетплейсы или нишевые с такой же специализацией, как у вас?

– Если говорить о нишевых конкурентах, то еще лет пять назад нашими конкурентами были Florist. ru, «Русский букет» и «Семицветик» (по данным СПАРК, выручка ООО «Флорист.ру-онлайн» в 2023 г. составила 188 млн руб., чистая прибыль – 39 млн руб., выручка ООО «Русский букет» в 2023 г. – 40 млн руб., чистая прибыль – 7 млн руб., «Семицветик» зарегистрирован на ИП Скосарь Антон Валерьевич. – «Ведомости»). Два года назад мы уже стали больше по объемам заказов, чем 10 ближайших конкурентов в этой категории.

По итогам 2024 г. мы видим, что многие из конкурентов в нашей категории практически не растут, у кого-то даже есть минусы, а у нас – десятки процентов роста. Мы уже больше, чем любой из них, и при этом движемся быстрее. Это подтверждает, что мы на правильном пути. О нас узнали и крупные маркетплейсы, именно поэтому они начали заходить на нашу территорию.

Они видят цифры: когда речь идет о стартапе с оборотом 100 млн руб., то «Яндексу» или Ozon это не так интересно. Но когда речь заходит о миллиардах – это уже привлекательная ниша. Даже «Вкусвилл» и «Самокат» заходят в нашу категорию, но в основном обрабатывают сезонные пики. Например, ты можешь зайти в приложение «Самоката» или «Вкусвилла» и увидеть там тюльпаны в пиковые моменты.

Мы видим в этом опасность, и это мотивирует нас двигаться быстрее. Но пока они не делают значительных объемов. Им проще кого-то купить, но это уже не так легко.

«Один из универсальных маркетплейсов хотел нас купить»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На партийном вайбе На партийном вайбе

Оживлённые вожди и мемы: как партии завоёвывают молодёжь с помощью ИИ

Ведомости
Капризы моды в храме науки Капризы моды в храме науки

Казалось бы, в сфере науки просто нет места моде. Но так ли это?

Знание – сила
Борьба с промышленной прокрастинацией Борьба с промышленной прокрастинацией

Почему промышленные компании в РФ не готовы переходить на отечественное ПО?

Монокль
«Несвяточные рассказы» и смешной роман о непростом выборе «Несвяточные рассказы» и смешной роман о непростом выборе

Книги о волшебстве, мошенничестве, зороастрийской магии и Италии

Ведомости
Раскрыть потенциал мозга Раскрыть потенциал мозга

Как научиться слышать наш мозг и развить навыки с приставкой «супер»

Psychologies
Локализация налетела на ось из Поднебесной Локализация налетела на ось из Поднебесной

Приход крупного китайского производителя затормозит развитие российских

Монокль
Когда нельзя, но очень надо Когда нельзя, но очень надо

Как россияне обходят заградительные ставки по ипотеке

Деньги
Южный Урал — сказочный край России Южный Урал — сказочный край России

Давно мечтала я побывать на Урале и вот стою у ворот парка «Таганай»...

Знание – сила
Почему у нас нет воспоминаний из младенчества? Вот что говорит наука: интересные факты! Почему у нас нет воспоминаний из младенчества? Вот что говорит наука: интересные факты!

Почему большинство людей не помнит событий до их 2-3-летнего возраста?

ТехИнсайдер
Деньги на стойку Деньги на стойку

Как ГК Key Point развивает региональную сеть центров обработки данных

Ведомости
Как спастись от микропластика Как спастись от микропластика

Как сократить присутствие пластика в своей жизни?

Здоровье
«Наша цель — создание персональнои витрины для каждого клиента» «Наша цель — создание персональнои витрины для каждого клиента»

Динара Юнусова о том, как развивается сегмент финансовых маркетплейсов

Деньги
Город-феникс Город-феникс

Что стоит увидеть в столице Чеченской Республики в первую очередь

Лиза
Вызов простоты Вызов простоты

Как решение абстрактной задачи угрожает всей экономике?

Вокруг света
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
Исследование: в мозге человека нанопластика хватит на целую пластиковую ложку! Исследование: в мозге человека нанопластика хватит на целую пластиковую ложку!

Какие последствия может иметь для здоровья наличие в мозге нанопластика?

ТехИнсайдер
Помнить, чтобы забыть: что такое постпамять и зачем она нам Помнить, чтобы забыть: что такое постпамять и зачем она нам

Может ли прошлое быть не стабильным конструктом, а процессом?

Psychologies
Шестой Шестой

Новый 4Runner: пятнадцать лет спустя

Автопилот
Самая обаятельная и привлекательная Самая обаятельная и привлекательная

Что это за качество — харизма — и можно ли его в себе развить?

VOICE
Ситуэйшеншип: почему зумеры избегают обязательств и как взять максимум от таких отношений Ситуэйшеншип: почему зумеры избегают обязательств и как взять максимум от таких отношений

Ситуэйшеншип: в чем польза и вред такого формата отношений?

Psychologies
Джонни Депп — очень смелый режиссер Джонни Депп — очень смелый режиссер

Итальянский актер Риккардо Скамарчо о Джонни Деппе в роли режиссера

Ведомости
Фото на документы Фото на документы

Фото, которых не было при Сталине и снимки цветка папоротника

Автопилот
Анастасия Толокнова: «Если у вас есть десертная карта, значит, вам нужен кондитер» Анастасия Толокнова: «Если у вас есть десертная карта, значит, вам нужен кондитер»

В чем сила Анастасии Толокновой в кондитерском искусстве

Bones
Не только шипы и колючки: 7 механизмов, с помощью которых растения защищаются от внешних угроз Не только шипы и колючки: 7 механизмов, с помощью которых растения защищаются от внешних угроз

Какие механизмы защиты мать-природа предусмотрела у представителей флоры

ТехИнсайдер
Скажи мне, что ты ешь Скажи мне, что ты ешь

Как продукты, которые мы предпочитаем, могут раскрыть характер?

Лиза
Эдуард Веркин: Общественное устройство грядущего — не хлеб фантастической литературы Эдуард Веркин: Общественное устройство грядущего — не хлеб фантастической литературы

Писатель Эдуард Веркин — о том, что будет волновать человечество в будущем

СНОБ
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
Все гениальное просто: как убрать черные полосы на светлой обуви в домашних условиях Все гениальное просто: как убрать черные полосы на светлой обуви в домашних условиях

Средства, которые на раз-два возвращают белой обуви первоначальный внешний вид

ТехИнсайдер
Дорогие удовольствия Дорогие удовольствия

Можно ли назвать косметику долгосрочной инвестицией

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Британские ученые заявили, что родители передают «страх перед математикой» своим детям Британские ученые заявили, что родители передают «страх перед математикой» своим детям

Как «тревожность из-за математики» может передаваться от родителей детям

ТехИнсайдер
Открыть в приложении