Платформы на развилке
Минэк рассказал об основных противоречиях в законопроекте о платформенной экономике. Пока не решен вопрос о борьбе с контрафактом и порядке работы с платформами самозанятых

Законопроект о платформенной экономике внесен в правительство, но в нем остается еще несколько серьезных развилок, которые будут обсуждаться на площадке кабмина, сообщил «Ведомостям» директор департамента цифрового развития экономики данных Минэка Владимир Волошин. Среди них, например, регулирование классифайдов (доски объявлений. – «Ведомости»), борьба с контрафактом, налоговое агентирование и порядок выполнения работ самозанятыми, которые сотрудничают с платформами.
В рамках согласительных процедур и оценки регулирующего воздействия поступило около 200 предложений, рассказал Волошин. «По многим из них проводились многочасовые обсуждения, одно из них было рекордным и длилось без перерыва более 16 часов», – указал чиновник.
По поручению премьер-министра Михаила Мишустина законопроект нужно внести в правительство в феврале, сообщил Волошин. Минэк рассчитывает, что в весеннюю сессию законопроект будет принят. В документе (последняя версия есть у «Ведомостей») указано, что он вступает в силу с сентября 2025 г.
Кто подпадает под регулирование
«Мы начнем регулирование с какого-то небольшого количества самых крупных платформ. Задача – базовое регулирование для крупных платформ», – отметил Волошин. Уже сейчас понятно, что это, например, «Яндекс», Wildberries, Ozon. Планируется подготовить отдельный подзаконный акт, в котором будут прописаны дополнительные критерии, добавил Волошин. Также отдельно будет действовать реестр со списком таких платформ.
У площадок, которые подпадают под регулирование, есть три главных признака, говорится в проекте закона. Во-первых, на таких платформах размещаются предложения о реализации товаров, оказании услуг и происходит размещение заказов, во-вторых, обеспечивается возможность заключения сделок, в-третьих, проводится оплата за поставку товара или выполнение работы. При этом бизнес обращал внимание, что под определение могут подпадать и социальные сети, поисковые системы, новостные агрегаторы, мессенджеры и провайдеры хостинга, доски объявлений.
Функционал классифайдов отличается, но если такая платформа предусматривает возможность заключения сделок и оплаты, то «с нее будет определенный спрос», указал Волошин. На первом этапе доски объявлений (такие как «Авито», «Профи.ру». – «Ведомости») не планируется регулировать, «но с их развитием это коснется и их», отметил директор департамента. Например, «Авито» очень быстро трансформируется и развивает ряд сервисов, которые подпадают под этот набор критериев. Вероятно, через полгода-год их бизнес-модель будет неотличима во многом от бизнес-моделей посреднических цифровых платформ, предположил чиновник.
Также отдельно планируется прописать регулирование платформ, через которые проводятся сделки с недвижимостью и куплей-продажей авто (таких как «Авто.ру», ЦИАН), отметил директор департамента. На этот вопрос отдельно обращал внимание Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП, представляет интересы крупного бизнеса) в отзыве на законопроект. Законопроект создает барьеры для реализации транзакционной модели сделок с недвижимостью через посреднические цифровые платформы, считает бизнес.
«Многие моменты мы относим не на уровень закона, а на уровень актов правительства, чтобы регуляторика успевала за этими технологическими усовершенствованиями», – добавил Волошин.