От «коробочек» — к нелинейной архитектуре
Новое здание Национального центра «Россия» на Красной Пресне — редкий проект нелинейной бионической архитектуры. И заявка на то, что именно так может выглядеть архитектура XXI века

В Москве на Краснопресненской набережной начался снос Экспоцентра. Столь важное место (рядом с Сити и в километре от Дома правительства) понадобилось для возведения знакового объекта: к 2029 году здесь построят Национальный центр «Россия».
Новый комплекс станет ярким примером бионической нелинейной архитектуры — новейшего большого стиля в мировой архитектуре. Здание и окружающее пространство окажутся как будто накрытыми большим платком со складками. Однако фасадами дело не ограничится: «нелинейности» проникнут и в интерьеры.
Восполнить дефициты Сити
Спусковым крючком для проекта нового центра стал успех выставки «Россия» на ВДНХ. «Знаете, я посмотрел мировые рейтинги: выставка “Россия” вошла в десятку самых посещаемых мест нашей планеты», — отмечал первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко. Только за первые восемь месяцев на выставке побывали 18 млн человек.
Успех выставки и побудил построить для нее отдельный современный комплекс в центральной части города. На архитектурном конкурсе победил проект бюро Atrium, уже имеющего опыт строительства зданий со сложной скульптурной геометрией. Новый центр объединит 60 тыс. кв. м экспозиционных площадей, концертный зал на 3500 человек, конгресс-центр и молодежный креативный кластер. Ключевым элементом проекта станет крытая площадь с амфитеатром.
Для анализа нового проекта крайне важен контекст. Участок расположен рядом с деловым центром Сити. Когда этот район небоскребов планировали, в его центре запроектировали большую рекреационную зону с парком. Однако позднее жажда прибыли победила, и на этом участке возник торговый центр «Афимолл Сити». Так Сити остался совсем без зелени и открытых общественных пространств. Национальный центр компенсирует этот дефицит: появится новая общественная функция, и будет создан ландшафтный парк с водным объектом.
Крыша здания имеет сложную форму, она выходит за его границы, накрывая часть территории. Большая крытая площадь с амфитеатром — один из центральных элементов проекта. Новое публичное пространство становится круглогодичным: летом здесь будут проходит концерты и спектакли, зимой оно может превращаться в каток. Таким образом новый центр частично компенсирует недостаток общественных пространств в Сити.
Культурные коды — через архитектуру
«Архитектура всегда отражение ценностей доминирующего класса. Это могут быть ценности, например, порядка или процветания, — говорит основатель исследовательской группы компаний “Циркон” Игорь Задорин. — Что же отражает современная архитектура? Если мы посмотрим на многоэтажные жилые “коробки”, то не увидим ничего, кроме капиталистического желания максимизировать прибыль от застройки». Действительно, массовая современная застройка в погоне за экономической целесообразностью отказалась от самих основ архитектуры: образности, соразмерности, учета окружающего контекста, работы с деталью.
Попробуем посмотреть на проект Национального центра «Россия» под углом ценностей, которые транслируются через архитектуру. «В поиске образа здания мы старались идти от антитезы, от контраста. Не делать что-то имперское, закрытое, статичное. А наоборот, предложить архитектуру легкую, открытую, динамичную. Вместо осевой структуры — асимметричная композиция, ориентированная и на Москву-Сити, и на набережную», — говорит основатель бюро Atrium Антон Надточий.
Первый вызов, поставленный федеральным заказчиком перед архитекторами в этом проекте, — запрос на идентичность, на учет российских культурных кодов. Тема национально ориентированной среды была артикулирована властями только в нынешнем году. Это ответ и на господство интернационального минималистичного стиля, и на необходимость работать с цивилизационными кодами вследствие обострения геополитической обстановки. Интересно, что Китай пошел по пути постепенного формирования национального стиля намного раньше. Лет семь назад решением Компартии КНР был остановлен конвейер строительства иконических зданий западными архитекторами, а китайские авторы все чаще стали интегрировать в проекты локальные мотивы.
«В проекте мы старались подойти к теме идентичности без стереотипов, без «матрешек». Искали пропорцию между образностью и абстракцией: чтобы считывалось не буквально, а на уровне тонких ассоциаций», — говорит Антон Надточий. По мнению авторов, форма здания ассоциируется с природными ландшафтами, а его силуэт напоминает летящий покров и бескрайние снежные просторы. Один из приемов состоит в том, что фасады покроют достаточно абстрактным орнаментом, но он будет отсылать к национальным кодам народов, живущих в России.