Валерия Розов: Как неудачное интервью может погубить HR-бренд компании
Так сложилось, что в России, за редким исключением, нет культуры подготовки к интервью ни со стороны соискателя, ни со стороны компании. Валерия Розов, основатель HR-компании TYPICAL, на примере кейса стартапа ManyChat рассказывает, почему ответственность за репутацию компании несет не только PR, но и HR-отдел и как соискателю защититься, если HR играет не по правилам.
Недавно Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) облетела история неудачного опыта, который кандидат получил на интервью в ManyChat. Со слов знакомого девушки-соискателя, который помогал ей с трудоустройством, менеджеры задавали вопросы агрессивно, давили на нее, отвлекались на звонки и переписку в мессенджерах. Я не могу уверенно сказать, что на деле все было именно так, но по следам этого кейса хочу поднять важные вопросы про наем и попытаться найти на них ответы.
Знакомство кандидата с компанией должно начинаться задолго до самого интервью. И ответственность за изучение информации о будущем работодателе лежит на самом соискателе. К сожалению, часто кандидат приходит в компанию только потому, что его привлекают финансовые условия. Редкий соискатель анализирует, подойдет ли ему эта конкретная компания по культуре.
Культура — это не просто мерч, красивый сайт с вакансиями или постоянные выкрики финансовых показателей и целей. Это, в первую очередь, принципы поведения и принятия решений, которые используются в компании. Перед интервью нужно предпринять все возможное, чтобы эти принципы изучить. Вот как это можно сделать:
Прочитайте все публичные статьи и посмотрите выступления руководителей.
Послушайте, о чем и как они говорят. Если основатели хвастаются своими армейскими порядками или просто переливают из пустого в порожнее — будут ли они хорошими работодателями для вас? Решайте сами, но у меня есть большие сомнения.
Изучите профили представителей топ-менеджмента компании в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена).
Публичные выступления — это полезно, но часто их модерирует PR-служба компании. Личные профили С-level сотрудников — более честное отображение культуры. Там можно найти много занимательного: о чем человек пишет, как он спорит и ведет диалог в комментариях. Если менеджер склонен к конфликтам, неконструктивной критике, скорее всего, это и есть его подход к работе.
Найдите двух действующих и бывших сотрудников компании и спросите об их опыте работы.
Важно поговорить и с теми, и с другими, чтобы составить полную картину. Очарование действующих сотрудников нейтрализует общение с бывшими. Вопросы для обсуждения должны касаться принципов принятия решений, атмосферы, мотивации, а для бывших сотрудников — причины ухода и того, насколько болезненно это происходило. Вы вполне можете попросить HR познакомить вас с будущими коллегами или устроить тестовый рабочий день. Так вы узнаете культуру всей команды, а не нанимающего менеджера или менеджера по персоналу. Иногда кандидата собеседуют люди, которые потом будут взаимодействовать с ним в рабочем процессе минимально, и их культура может сильно отличаться от общей культуры компании.
Воспользуйтесь продуктом потенциального работодателя.
Позвоните на горячую линию — как с вами поговорят? Закажите услугу, которую предлагает потенциальный работодатель, — какой опыт вы получите? Как вам ответят в службе поддержки? Продукт — главный носитель культуры компании после команды.