В онлайне с головой: как изоляция образования стала угрозой и возможностью одновременно
Образовательные учреждения одними из первых почувствовали на себе последствия пандемии. Волна онлайна накрыла образование с головой. Какие шансы и возможности открылись для студентов, рассказывает директор Центра Executive-коучинга, развития и карьеры бизнес-школы «Сколково» Елена Клековкина
Виртуальная территория
Если раньше обучение проводилось на определенной площадке, куда со всех концов мира съезжались студенты, то теперь площадкой стал zoom, скайп, мэшми и другие образовательные платформы. Задача разработчиков заключалась с том, чтобы сделать их максимально интерактивными: включить дискуссионные форматы, возможность разбивать участников на мини-группы, добавить интерактивные доски и голосовалки. Задача профессоров и преподавателей состояла в том, чтобы максимально быстро это освоить, преодолев всю свою инертность и диджитал-барьеры.
Оказалось, что на виртуальной территории другие правила и сигналы вовлечения студентов: включенная камера – сигнал вовлеченности. Выключенная – крайне трудно понять, чем именно занят твой участник программы и находится ли он в классе в принципе. Появились студенты, которые практикуют участие в двух-трех вирутальных сессиях одновременно (благо гаджетов у всех в достатке). Но даже камера – не гарант вовлеченности, ведь глядя прямо в экран твой студент может просто делать никак не связанную с процессом обучения рабочую презентацию или сидеть в соцсетях.
Как студентам, так и преподавателям потребовалось время (от 2 месяцев до полугода), чтобы перестать испытывать напряжение от виртуального общения. Выключились автоматические социальные механизмы считывания «свой-чужой», «доволен-не доволен». Плохо считываются эмоции, в экране отсутствует целая треть человека – а это значит, что нет доступа к языку его тела.
Успех взаимодействия попал в жесткую зависимость от качества интернет-связи. Выпадающие студенты стали ежедневными дизрапторами образовательного процесса. От преподавателей требуется масса гибкости и терпения, чтобы спокойно относится к повторным подключениям и внезапным исчезновениям своей аудитории. Самый ответственный преподаватель продумывает план Б для собственного потенциального исчезновения с виртуальной территории образования, если вдруг интернет подведет.
Этикет предписывает, что участники виртуального класса не включат звук, пока не говорят сами. Но что это значит для преподавателя? Полное отсутствие эмоциональных реакций на его выступление. Он оказывается в глухой трубе, где ни на одну из его шуток и реплик не происходит никакого отклика, кроме визуального (если ему повезло и у студентов работают камеры). Включенный же звук создает как поддержку, так и потенциальные помехи.