Как сложились судьбы детей свергнутых (или просто умерших) диктаторов современности
Чаще всего это формула «Папа ушел — и тебе пора». Мурад Ниязов, Гульнара Каримова, Николае Чаушеску-младший — где они теперь?
Хорошо, когда твой отец — влиятельный человек! Можно рассуждать о судостроительстве, реконструировать какой-нибудь значимый университет или, например, владеть своей медиаимперией в Казахстане. Другое дело, что иногда шкала желаний от нормальных параметров отклоняется далеко за пределы не только разумного, но и законного, а то и просто человечного. Папа ведь защитит — почему бы и не повеселиться? Отрезать кому-нибудь уши, выжечь свой инициал на груди изнасилованной жертвы или просто взять пару миллиардов долларов отката.
И это чувство вседозволенности пьянит. Но в один прекрасный момент папа умирает, и ты, весь такой воздушный и с бензопилой в руке, оказываешься перед разъяренной толпой народа, который еще вчера тебя обожал, боготворил и опасался. Или, что, может, даже хуже, перед папиным заместителем, который вчера был дядя Гура, а сегодня — твой злейший враг (точнее, ты его враг, но это уже частности).
В итоге ты, будучи одновременно палачом и жертвой, оказываешься перед настоящей развилкой судьбы. Если очень повезет, тихо и спокойно отдашь все свои привилегии и будешь жить где-нибудь вдалеке от родины, вздрагивая от звонков любопытных журналистов. Нет — тебя ждет забвение (в лучшем случае), тюрьма или смерть. Все логично: у преемника твоего папы тоже ведь есть дети. Вот как сложилась жизнь лишь некоторых «замечательных детей».
Николае Чаушеску-младший
Младший сын самого известного румынского диктатора (кроме графа Дракулы, конечно) Николае Чаушеску-младший прочно занимает первые места всех хит-парадов самых жестоких отпрысков диктаторов всех времен и народов. Надо сказать, это спорное утверждение: те же сыновья Саддама Хусейна пострашнее были. Но Чаушеску-младший творил свои дела пусть и в социализме, но в европейской части, а там такие штуки не очень приняты. В частности, не принято насиловать всех подряд женщин, встречающихся Нику на пути. Это почти не аллегория: сын румынского диктатора был слишком охоч до противоположного пола, поэтому переходил за грань: однажды он даже изнасиловал 14-летнюю гимнастку Нади Команечи сразу после того, как она вернулась с Олимпиады из Монреаля с пятью медалями. Некоторые величали Чаушеску-младшего «гением Карпат», однако другое прозвище — Дракулито — подходит, конечно, куда больше.
Кроме всего прочего, Нику Чаушеску питал слабость к автомобилям и карточным играм, ради чего едва ли не каждую неделю мотался в Лас-Вегас. Страсть была настолько сильна, что его отец даже запретил в Румынии бридж. (Это вообще свойственно диктаторам: назло врагам разбомбить Воронеж и добиться отмены выдачи виз в США… Ну, в общем, ты понял.) Не помогло: Нику проигрывал целые состояния. И пил, пил много и беспробудно. В 1989 году, когда семейство Чаушеску было арестовано, Нику на суде даже не смог сказать, отдавал ли он приказ стрелять по демонстрантам во время румынского восстания, — признался, что был в длительном запое.
Судили, к слову, Чаушеску-младшего не за изнасилования, а за финансовые злоупотребления и, конечно, по обвинению в том, что он открыл огонь по демонстрантам — тогда погибло 89 человек. Нику получил 20 лет тюрьмы, но уже в 1992 году его отпустили доживать свой век с циррозом печени. В румынском народе ходит байка, что в последние годы жизни Нику в рыжем пальто ходил в районе вокзала в Бухаресте и приставал к прохожим со словами: «Налей кружечку опохмелиться, мой папа построил твою страну». В 1996 году цирроз оказался сильнее печени Дракулито, и он скончался при подготовке к операции в венской больнице (друзья даже подсуетились и собрали денег в качестве авансового залога).