Альберт Суфияров
Президент группы компаний «Нева Милк» в 1990-е познакомил Россию с гаудой, маасдамом и фетой, а в 2000-х научил экологично их упаковывать. Петербургский миллиардер, начинавший бизнес в Перестройку с грузовичка с сырными головами, сейчас входит в топ-3 крупнейших производителей масла и сыров в России, а его бренды во главе с «Тысячей озер» кормят всем — от йогурта до пармезана.
Ноу-хау компании, изменившие нашу жизнь
Если вы живете в России, наша компания «Нева Милк», скорее всего, повлияла и на вас. И не только потому, что входит в топ-3 производителей масла и сыра в стране. Основное, что мы сделали на рынке России, — представили и развили категорию упакованных и нарезанных сыров. Вообразите: в начале 2000-х на полках были только куски сырных голов, которые магазины отрезали сами. «Мне нужно подешевле, поэтому я сам порежу, заверну в стретч-пленку и продам», — такая у них была логика. Мы же лишили их такой возможности: предложили сыр, который сразу продавался расфасованным и запакованным.
Упаковка требует инвестиций в оборудование и материалы. Увеличивают стоимость продукта, но не его ценность. Получается, для покупателя цена растет, а польза нет. Мы задумались: как этого избежать? Так у нас появился бренд «Тысяча озер» с сыром эксклюзивной рецептуры — именно такой, чтобы его продавать только упакованным и мелкими объемами от 200 грамм. Всегда свежий, его легко попробовать и удобно хранить: да что рассказывать, фасованный именно таким образом сыр наверняка в этот момент лежит у вас в холодильнике. Это давно стало нормой.
Вывести на рынок целый формат потребления — это все равно что… Представьте, вы торгуете фруктами. Есть яблоки, бананы — как предложить что-то новое? Мы же по сути скрестили персик со сливой и вывели нектарин — фрукт, неизвестный доселе никому. Это сейчас потребители любят пробовать оригинальное, а в 2000-х подтолкнуть их к этому было непросто! Мы, однако, справились. Кстати, если сыр у вас лежит в «конверте» с возможностью повторных закрываний — это ноу-хау «Нева Милк» тоже запустила первой в России. Но, повторюсь, упаковка для нас никогда не самоцель: только ее комбинацию с отличительным вкусом покупатель оценит по-настоящему.
Самый серьезный проект «Нева Милк», которым горжусь лично я, — мы первые в России и бывшем СССР в 2000-х сделали фету в тетрапаке под брендом «Сиртаки». Это важно, потому что широкое потребление белых рассольных сыров в стране началось именно с нас, фета из экзотики стала привычной во многих домах. Знали бы вы, какую намазку из «Сиртаки» делает моя невестка! Немного чеснока для остроты, зелень для аромата, соль, чуть майонеза, довести до консистенции спреда. И в салат, и на бутерброд — пальчики оближешь! Фету, разумеется, уже много лет в России делают разные производители. Но одно время в «Ашане», например, их ассортимент собирали под вывеской «Сиртаки». И в ресторанах писали — сиртаки со специями. Название нашей марки стало нарицательным — как какой-нибудь ксерокс. Вот это, я считаю, достижение.
Как оставить правильный след в истории
Миссия менять к лучшему жизнь людей меня здорово вдохновляет. И помогает в трудные времена. Если ты создаешь то, что человеку реально необходимо, это всегда в цене — особенно когда всех колбасит и приоритеты переоцениваются. Биткоин, NFT не каждый день нужны — в отличие от еды. Наша компания ведет историю с 1994 года: кризисы 1998, 2008, 2014 годов — мы видели их все. Когда мир вокруг разваливается, я говорю сотрудникам, что люди хотят есть всегда, это первая необходимость, и мы в ответе за то, чтобы их накормить. Поэтому если мы не шарахаемся, а терпеливо выполняем свою работу, наши клиенты это оценят, будь доллар по 6 рублей или по 160. «Делай что должен и будь что будет» — вот рецепт выживания. У нас сейчас идет реконструкция завода в Курской области: мы ни на день ее не задерживаем, хотя из-за курса валют она стала в разы дороже.
В жизни важно, что называется, leave a sign. Наследие, конечно, в детях. Но если говорить про бизнес, то для меня это не только «Нева Милк». Я инвестор (с первого дня!) компании Top Mission: она разработала приложение для мерчандайзинга силами крауд-систем. Предположим, вам нужно проконтролировать, как выложен ваш товар в магазине в городе N. Чтобы не тратиться на командировки, вы можете дать задание людям, которые живут рядом. Они пойдут за покупками и заодно сделают вам отчет. В заказчиках Top Mission уже компании FMCG, рекламные агентства, ждем сетевой ретейл — скажем, когда «Магнит» захочет проверить свои точки.