Учитель и безопасность школьников. Как защитить детей от самих себя
Травля в учебных заведениях приобрела масштабы, сравнимые с эпидемией. Как с этим бороться и что могут сделать учителя, чтобы задать правильные психологические установки группового детского поведения? Об этом говорили участники ежегодной Августовки — конференции для педагогов, которую проводит образовательная онлайн-платформа «Учи.ру». Мы собрали самые важные факты и практические рекомендации от экспертов.
Буллинг онлайн и офлайн
Когда речь заходит о безопасности в школах, первое, что приходит на ум, — это защита от вооруженных нападений, таких как в Казани. Однако помимо физической существует угроза психологическая.
Как бы парадоксально это ни звучало, но школьников нужно защищать от самих себя. По данным фонда «Шалаш», 4,5 млн российских детей в возрасте 7–18 лет проявляют так называемое «трудное поведение». За этой фразой скрывается в том числе агрессия в отношении сверстников, которая травмирует их физически или морально.
К началу учебного года опубликована свежая статистика от бывшего детского омбудсмена Анны Кузнецовой: 55% детей в России сталкиваются с буллингом, при этом треть из них не рассказывает об этом. В интернете психологическое насилие тоже распространено: так, 48% детей в возрасте 14–17 лет становились жертвами шантажа в сети, а 44% — получали агрессивные сообщения. За помощью к родителям обратился только каждый шестой.
Медиация и трекинг
Буллинг часто незаметен для взрослых. Если в младших классах агрессия проявляется физически, а значит, родителям и учителям проще обратить внимание на ее последствия, то по мере взросления детей она все больше смещается в психологическую плоскость. Как правило, активная травля в среде сверстников начинается в 11–14 лет. В этом возрасте дети неохотно делятся проблемами со взрослыми.
Жертва часто остается наедине со своими переживаниями, продолжая страдать от травли, в то время как агрессор продолжает прежнюю линию поведения. Проблему пытаются решить разными способами:
- Детей учат не оставаться в стороне, привлекая к участию в службах медиации, которые активно создают в российских школах. Однако до сих пор эта новая технология решения конфликтов так и не заработала в полную силу, как показала недавняя проверка в регионах. Скорее всего, дело в нехватке профессионалов. За последний год число школьных психологов увеличилось примерно на 5%, но их по-прежнему недостаточно для исправления общей ситуации с буллингом.