«У меня есть внутренний страх привязаться к деньгам»: правила потребления сооснователя Grow Food Даниэля Гальпера
В новом выпуске «Правил потребления» — рубрики, где Forbes Life изучает ценности современных бизнесменов, — сооснователь и CEO Grow Food Даниэль Гальпер рассказывает, почему не пытается копить деньги как хомяк, сколько готов потратить на одежду и зачем вместо люкса в пятизвездочном отеле выбирает обычную «тройку».
Даниэль Гальпер занялся бизнесом в 19 лет, пробовал себя в разных сферах, пока в 2015 году вместе с Павлом Паскарем не открыл компанию Grow Food — сервис по доставке здорового питания по подписке. В том же году в стартап вложил 4 млн рублей бизнес-ангел Александр Бородич, в 2016-м фонд AddVenture инвестировал в Grow Food 30 млн рублей, в 2017 году — еще $5 млн. К 2020 году суммарные объемы инвестиций в компанию составили $9 млн. Оборот в 2019 году — 1,85 млрд рублей. По итогам 2020 года Гальпер рассчитывает нарастить оборот до 2,2 млрд рублей.
Не думать в формате «хочу зарабатывать в два раза больше»
Деньги — это лопата, средство для достижения разных целей. Есть какой-то базовый минимум, который позволяет нормально жить. Есть просто приятные статьи расходов — например, радовать свою женщину. Ну и еще один неплохой эффект наличия денег — это возможность инвестировать, развивать какие-то другие штуки, помимо основного бизнеса. Я точно не хиппи, деньги для меня важны. Но это не мой основной фокус. Я не думаю о деньгах в формате «хочу зарабатывать в два-три раза больше», я себе другие цели ставлю.
Воспринимать деньги как мерило успеха бизнеса
У меня довольно интеллигентная питерская семья, дома больше разговаривали не про деньги и то, как их зарабатывать, а про литературу, науку, искусство. Никто никогда не говорил, что деньги — это плохо, что надо жить бедно, но считалось, что разговаривать о деньгах — это как-то пошло что ли. Что есть более интересные темы для разговора. Может быть поэтому деньги всегда были для меня не самоцелью, а просто способом удовлетворять потребности. В детстве деньги зачем нужны были? Чтобы булочку в столовой купить. Девушку в кино сводить. Уже в университете, на первом курсе, когда сам начал зарабатывать, появилась более ощутимая потребность — хотелось тратить на развитие, курсы, спорт. А когда появился первый бизнес, деньги стали простым мерилом его успеха — приносит он прибыль или нет. Хотелось, чтобы бизнес был большим, а мои личные финансы меня не волновали. То есть я не представлял, что, вот, сейчас 50 000 рублей зарабатываю, а потом буду 200 000 получать. Я об этом не думал.
Выбирать дело, которое нравится, а уже потом разбираться с доходами
Я учился на программиста. Когда выбирал специальность, вообще не думал, будет ли мне это дело приносить деньги — главное, чтобы нравилось. Изначально думал наукой заниматься, потом, когда стал программировать, мне это безумно понравилось, сильно мотивировала идея о том, что можно что-то создавать. Работать я начал на первом курсе, а первый бизнес у меня появился на третьем. Это случайно получилось. Я работал программистом в компании и у моего начальника появилась идея проекта — сделать агрегатор одежды. Он предложил мне поучаствовать. Начал тоже как программист, трансформировался в руководителя — в итоге проект, по сути, реализовывал сам, пошел в стартап-акселератор. Мне 19 лет было и, кажется, в этом возрасте ты вообще не думаешь категориями вроде «вот, буду бизнесменом». Тебя просто прет, ты бежишь куда-то и думаешь – сейчас мы сделаем новый Google. И, вот, бежишь-бежишь, а потом уже осознаешь: ты — предприниматель.