Тьютор и модератор: каким должен быть учитель будущего
Многие российские учителя не хотят отходить от привычной и понятной концепции «учитель — непререкаемый авторитет». В современных реалиях будет уместнее, если педагог будет брать на себя роль помощника и организатора учебного процесса
Советскому человеку с самого детства внушалось, что образование, полученное в стенах родных школ СССР — лучшее в мире. Может быть поэтому традиции, хранимые школами с советских времен, так сильны. Кажется, что до сих пор самый распространенный образ учителя — авторитарный человек, носитель одному ему доступной истины. Такой подход сильно устарел. Мы живем в цифровом мире, где учитель уже не является единственным источником информации, Google в два счета найдет ответы на любые вопросы школьника. «Учителям надо учиться не говорить ответ, пока им не задали вопроса. Для многих преподавателей это своеобразный психологический барьер», — считает Дмитрий Фишбейн, директор лицея НИУ ВШЭ.
Самыми передовыми в области образования сегодня считаются страны Скандинавии и некоторые страны Азии. Уровень грамотности в Южной Корее составляет 97,9%, местные школы работают без выходных. В Финляндии пропагандируется принцип равенства, при котором дети с разными физическими особенностями занимаются вместе. Оценкам большого внимания не уделяется, акцент делается на личностном развитии ученика. В Нидерландах похожая ситуация. Учеников не сильно перегружают в школе, чтобы оставить им время для увлечений.
«Сейчас цель среднего образования состоит в том, чтобы «накачать» детей определенными знаниями, оценить их и выпустить в следующий этап жизни, хотя никто не может гарантировать, что именно эти знания пригодятся будущему выпускнику. Поэтому гораздо важнее обучить работать с этой информацией: структурировать, отличать недостоверные данные от подлинных и так далее. Нужно развивать критическое мышление, эмоциональный интеллект, навыки работы в команде, разработки