«Калашников» вместо нефти. Зачем России гигантские военные расходы
Россия пытается сделать из вооружения новую нефть, заместив оборонными доходами нефтегазовую выручку. Однако сделать это вряд ли удастся — оружие как экспортный товар слишком опасно
Писать о российском военном бюджете аналитику всегда непросто. Ясно, что финансирование обороны негативно влияет на перспективы роста российской экономики. Впрочем, так происходит в любой стране: расходы на оборону — это пассив, а не актив любого бюджета.
Из-за секретности оценить масштабы этого ущерба сложно. Согласно указу президента «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» к засекреченным статьям бюджета могут относиться сведения о финансирование разведки и контрразведки, оперативно-розыскной деятельности и борьбе с терроризмом, а также, собственно, оборонные расходы и прочее.
Всего на нужды обороны, как можно понять из разных источников, уходит примерно каждый пятый рубль из бюджета страны. Это около 3,3 трлн рублей ежегодно, что составляет 4,2% от ВВП. Россия находится в ТОП-10 стран мира по расходам на оборону после таких государств, как США, Китай, Саудовская Аравия. По последним данным, в этом году российский бюджет потратит на оснащение Вооруженных сил РФ около 1,5 трлн рублей. Зачем страна направляет колоссальные средства на оборону?
Оружие на экспорт
Одно из объяснений состоит в том, что российские власти стремятся сделать из оружия «новую нефть». Дело в том, что до 2016 году страну вполне сносно «кормил» экспорт нефти и газа. А потом случился перелом. По итогам 2016 года федеральный бюджет России недосчитался порядка 2,97 трлн рублей, или 3,5% ВВП, в первую очередь, из-за сокращения нефтегазовых доходов.