Туннель Сен-Готард: какие сложнейшие проблемы были решены в ходе строительства

Популярная механикаHi-Tech

Туннель Сен-Готард: как устроен самый длинный скоростной ЖД-туннель в мире

Татьяна Фам

AlpTransit

Десять лет работы, сотни людей, тропические температуры под землей и постоянная угроза прорыва грунтовых вод – новый скоростной железнодорожный туннель под перевалом Сен-Готтард, который был торжественно открыт в июне 2016 года и стал самым длинным тоннелем такого рода в мире. Инженеры, принимавшие участие в его строительстве, рассказали, какие сложнейшие проблемы были решены в ходе строительства.

По туннелю регулярно проносятся поезда на фантастической скорости в 250 километров в час. Но вряд ли хоть один пассажир заметит в стенах туннеля двери зеленого цвета. Да это, наверное, и к лучшему, поскольку речь идет о системе аварийных выходов в скоростном железнодорожном туннеле «Сен-Готтард» (Gotthard-Basistunnel). А между тем, все эти двери, призванные спасать человеческие жизни в непредвиденной или экстремальной ситуации — настоящий шедевр инженерной мысли.

«Нам пришлось разработать двери аварийного выхода таким образом, чтобы их мог открыть даже ребенок. Они должны сработать в ситуации отсутствия электричества, но, с другой стороны, была поставлена задача сделать их полностью непроницаемыми для огня и дыма. Кроме того, они обязаны выдерживать регулярные аэродинамические удары воздушных волн, возникающих от проносящихся на высокой скорости поездов. И кстати, при движении составов в туннелях увеличивается сопротивление воздуха, для преодоления которого требуется повышенный расход энергии на тягу поездов. И все эти проблемы нам пришлось решать практически одновременно», — рассказывает Петер Шустер из инженерной компании Ernst Basler + Partner.

Эти раздвижные двери, которые расположены в туннеле через каждые 325 метров, позволяют попасть к многочисленным специальным сбойкам (переходам) между двумя однопутными параллельными туннелями с внутренним диаметром 8,2 метра, из которых и состоит «базисный» Сен-Готтардский скоростной туннель. Такая конструкция была результатом продуманной проектной работы. Перед тем, как был принят окончательный вариант системы аварийной эвакуации пассажиров и персонала, было протестировано пять других опытных образцов и вариантов. «В итоге мы выбрали, может, и не самый красивый и дорогой, но безусловно уникальный вариант», — подчеркивает Петер Шустер.

На перекрестке транспортных путей

История Швейцарии — это во многом именно история покорения перевала Сен-Готтард, отделявшего центральные регионы будущей Конфедерации от экономически и культурно развитых регионов Северной Италии. Кроме того, это было место, где зарождались и развивались технологии горного строительства, столь важные для альпийской страны.

От первого сквозного маршрута через перевал, открытого в 1200 году, до нынешнего почти уже готового скоростного железнодорожного туннеля, введение в строй которого планируется на 2016 год, — целый исторический цикл, в ходе которого Швейцария не только обрела внутреннее единство, но и превратилась в важнейший европейский транспортный узел.

Трасса железнодорожного тоннеля Сен-Готтард

Во время сооружения этого самого длинного (2x57 километров) железнодорожного туннеля в мире ничто не было предоставлено воле случая. «Инженеры кропотливо трудились даже над самыми, казалось бы, незначительными компонентами», — добавляет Шустер. Вместе с другими специалистами-строителями он в начале сентября проинформировал об особенностях этого проекта века в рамках «Дня СМИ» на базе «Швейцарской Ассоциации инженеров-консультантов и строителей» в городе Эрстфельд, что в кантоне Ури.

Одной из первых больших проблем стало определение маршрута прохождения туннеля. «Невозможно просто взять и провести прямую линию между северным и южным порталом туннеля», — разъясняет инженер Фабиана Хенке, также представляющая компанию Ernst Basler + Partner. «Нам пришлось учитывать различные критерии, например, географические и геологические, включая структуру горного массива. Было необходимо проложить еще и специальный технический туннель, по которому бы поступали материалы и оборудование для строительства основных туннелей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как выжить в технологической сингулярности? Как выжить в технологической сингулярности?

Что такое концепция сингулярности?

Популярная механика
Как сочетать цвета в интерьере кухни. Советы и правила Как сочетать цвета в интерьере кухни. Советы и правила

Правильные цветовые сочетания помогут сделать кухню более комфортной

Лиза
Зловещий ИИ: зачем чат-боты рушат семьи и делают нас глупее и кто в этом виноват Зловещий ИИ: зачем чат-боты рушат семьи и делают нас глупее и кто в этом виноват

Действительно ли от нейросетей исходят серьезные угрозы?

Forbes
«Любимчик Сталина»: почему погиб самолет Сигизмунда Леваневского «Любимчик Сталина»: почему погиб самолет Сигизмунда Леваневского

Жизненная установка Сигизмунда Леваневского привела пилота к гибели

Вокруг света
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Кроме шуток: что поменяется в Twitter с приходом Маска и чего боятся его сотрудники Кроме шуток: что поменяется в Twitter с приходом Маска и чего боятся его сотрудники

К концу прошлой недели сотрудники Twitter стали высказывать свои опасения

Forbes
5 космических технологий, которые теперь есть в ваших автомобилях 5 космических технологий, которые теперь есть в ваших автомобилях

Каждому уже удалось увидеть хотя бы частички космической технологии!

Популярная механика
«Я конквистадор в панцире железном…» «Я конквистадор в панцире железном…»

В России ещё на рубеже XIX–XX веков утвердился образ испанских конкистадоров

Дилетант
Не клеточки и не огурцы: как правильно называть принты — мы все ошибаемся Не клеточки и не огурцы: как правильно называть принты — мы все ошибаемся

Принты, которые мы часто используем и неправильно называем

Cosmopolitan
Эксперимент CDF по измерению массы W-бозона выявил аномалию в семь стандартных отклонений Эксперимент CDF по измерению массы W-бозона выявил аномалию в семь стандартных отклонений

Аномалия в измерении массы W-бозона в столкновении протонов с антипротонами

N+1
Пахнущие самками соцветия однопокровниц стали смертельными ловушками для опылителей-самцов Пахнущие самками соцветия однопокровниц стали смертельными ловушками для опылителей-самцов

Жертвами растений становятся самцы грибных комаров и детритниц

N+1
Никто не хотел защищать Никто не хотел защищать

Дело о похищении и уничтожении Казанской иконы Божией Матери

Дилетант
Аффирмации на богатство и изобилие — 35 самых действенных Аффирмации на богатство и изобилие — 35 самых действенных

Аффирмации имеют силу. Они больше чем просто слова

Cosmopolitan
Москва мобильная Москва мобильная

«Синдром жизни»: Светлана Немоляева в фильме Марии Шалаевой

Weekend
Необычные напоминалки Необычные напоминалки

Эти напоминалки помогут тебе не сбиться с намеченного пути

Лиза
«Доверяйте интуиции»: как пережить абьюз со стороны токсичных коллег «Доверяйте интуиции»: как пережить абьюз со стороны токсичных коллег

Как быть, если вы столкнулись с травлей на работе?

Forbes
Пернатые, поющие и летающие: лучшие книги о птицах, которые научат вас порхать по жизни Пернатые, поющие и летающие: лучшие книги о птицах, которые научат вас порхать по жизни

Книги, которые помогут разобраться в птицах и особенностях их жизни

Популярная механика
Как работают современные российские ледоколы Как работают современные российские ледоколы

«кСромные размеры» — последнее, что приходит в голову при виде ледокола

Популярная механика
Чтение выходного дня: первая глава нового романа Алексея Сальникова «Оккульттрегер» Чтение выходного дня: первая глава нового романа Алексея Сальникова «Оккульттрегер»

Выходит роман Алексея Сальникова «Оккульттрегер»

Esquire
«Формулы на все случаи жизни: Как математика помогает выходить из сложных ситуаций» «Формулы на все случаи жизни: Как математика помогает выходить из сложных ситуаций»

Отрывок из книги «Формулы на все случаи жизни» — о пользе уравнений

N+1
Для своих двоих Для своих двоих

Деформация стоп: как она может сказаться на здоровье и как ее избежать?

Лиза
Что купить про запас Что купить про запас

16 продуктов, которые долго хранятся

Лиза
Что такое Песах, чем он отличается от Пасхи и при чем тут маца и кровь? Что такое Песах, чем он отличается от Пасхи и при чем тут маца и кровь?

Что там у иудеев с Песахом? Сейчас расскажем.

Maxim
Как пережить разрыв? Советы Михаила Лабковского Как пережить разрыв? Советы Михаила Лабковского

Как правильно переживать расставание, какие мысли помогут справиться быстрее?

VOICE
Астрономы нашли нового кандидата в самую далекую галактику Астрономы нашли нового кандидата в самую далекую галактику

Свет от этой галактики шел до Земли 13,5 миллиардов лет

N+1
Крутящий момент двигателя: на что влияет и почему он так важен Крутящий момент двигателя: на что влияет и почему он так важен

Что такое крутящий момент двигателя как он связан с мощностью

РБК
Почему собака облизывает хозяина — как оказалось, причин много! Почему собака облизывает хозяина — как оказалось, причин много!

Почему собаки так и норовят облизать тебя с головы до ног?

Cosmopolitan
Спустить паруса: лучшие марины Средиземноморья Спустить паруса: лучшие марины Средиземноморья

О самых современных, комфортных и живописных стоянках для яхт в Средиземном море

Forbes Life
Аллергия — проклятье развитой цивилизации. Как избавиться от нежелательной реакции Аллергия — проклятье развитой цивилизации. Как избавиться от нежелательной реакции

Что именно вызывает реакцию и как избавиться от аллергии

ТехИнсайдер
Глава «АйТи Десижн» — о том, как из гуру IT стать ресторатором и актером Глава «АйТи Десижн» — о том, как из гуру IT стать ресторатором и актером

Глава «АйТи Десижн» — о русской кухне из печи и съемках в кино

РБК
Открыть в приложении