Триллионы долларов: сколько метавселенная принесет человечеству (и как на ней заработать)
Метавселенная — одно из самых загадочных и манящих явлений современности: о ней все говорят, но никто до конца не понимает, что это такое и как на ней заработать. Мэтью Болл, бывший топ-менеджер Amazon Studios, венчурный инвестор и евангелист метавселенной, в своей книге «Метавселенная: как она меняет наш мир» старается найти ответы на эти актуальные сегодня вопросы. Книга вышла в январе в издательстве «Альпина Паблишер», Inc. публикует ее отрывок.
Какую книгу вы сейчас читаете?
Хотя управляющие корпораций пока не имеют единого мнения о том, что представляет собой метавселенная и когда она наступит, большинство из них убеждены, что она будет стоить многие триллионы долларов. Генеральный директор Nvidia Дженсен Хуан предсказывает, что экономический эффект метавселенной со временем превзойдет эффект физического мира.
Пытаться предугадать объем экономики метавселенной — захватывающее, но, увы, безнадежное упражнение.
Даже к тому времени, когда метавселенная явно наступит, единодушие по вопросу ее экономической стоимости вряд ли возникнет. В конце концов, мы уже по крайней мере 15 лет живем в эпоху мобильного интернета, почти 40 лет — в эпоху интернета и более трех четвертей века — в эпоху цифровых вычислений, однако так и не пришли к однозначному ответу, сколько может стоить «мобильная экономика», «интернет-экономика» или «цифровая экономика».
Фактически даже попытки оценить любую из них предпринимают довольно редко. Вместо этого большинство аналитиков и журналистов попросту суммируют экономическую стоимость или доходы компаний, которые вроде бы соответствуют этим с трудом определяемым категориям. Проблема с попыткой оценить любую из этих экономических сфер заключается в том, что на самом деле это не экономические сферы. На самом деле это группы технологий, которые тесно связаны с традиционной экономикой и зависят от нее, вследствие чего попытки оценить их будущую экономическую стоимость скорее сводятся к искусству распределения, чем к науке измерения или наблюдения.
Возьмем для примера книгу, которую вы читаете. Вполне вероятно, вы приобрели ее онлайн. Считать ли деньги, которые вы за нее заплатили, цифровым доходом, несмотря на то что книгу произвели физически, распространяли физически и вы потребляете ее в материальном виде? Следует ли считать эту покупку частично цифровой, и если да, то в какой мере и почему? Как изменяется это соотношение, если вы читаете электронную версию книги? А если бы вы садились на самолет, поняли, что вам нечем будет заняться во время полета, и воспользовались своим iPhone, чтобы загрузить только цифровую аудиоверсию, — поменяется ли соотношение тогда? Что, если вы прочитали о книге только пост в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)? Имеет ли значение то, что я создал эту книгу, используя облачный текстовый редактор, а не программу офлайн (или — ведь и такое бывает — не написал ее от руки)?
Грань между мирами
Все еще больше усложняется, когда мы задумываемся о разновидностях цифрового дохода, например от мобильных или интернет-технологий: оба этих примера, вероятно, методологически лучше всего подходят для сравнения с «экономикой метавселенной». Есть ли у Netflix, интернет-видеосервиса, доходы от мобильных технологий? У компании действительно есть некоторая доля абонентов, пользующихся только мобильными устройствами, но выделение прибыли, которую приносят эти клиенты, в качестве «мобильных доходов» не учитывает прибыль от подписчиков, которые используют мобильные устройства для просмотра Netflix иногда, но не все время, и платят за доступ к сервису на всех видах устройств. Следует ли выделять на счет «мобильного дохода» некую долю ежемесячной абонентской платы на основе той доли от общего времени использования сервиса, которую потребитель проводит, просматривая Netflix именно на мобильных устройствах? Не означает ли это, что пользователь одинаково оценивает просмотр фильма на телеэкране с диагональю 65 дюймов в своей гостиной и на экране смартфона 5 × 5 дюймов во время поездки в метро?