Тони Моррисон: "Людям необходимо смеяться, чтобы не заплакать"
Тони Моррисон называют "рупором воли черной Америки" и "совестью Запада". Продолжив традиции, начатые первой волной афроамериканских писателей США, она возглавила следующую — в начале 1970-х. Двадцать лет в цеху писательского ремесла — и вот она лауреат Пулитцеровской и Нобелевской премий. Уже давно не новость, что «Возлюбленная» и «Песнь Соломона», попавшие в списки важнейших произведений ХХ века, называют своими любимыми книгами Опра Уинфри и Барак Обама.
Сейчас Моррисон 87 лет, музыка Кендрика Ламара часто играет в ее кабинете — правда, по назначению помещение она использует все реже: писать становится труднее, да и занятие кажется не таким уж интересным. Моррисон, подтрунивая над собой, немного самокритично рассказывает, как ее политическая активность переплюнула литературные свершения.
С Тони Моррисон хочется поговорить о джазе, книгах, утопических шестидесятых — в общем, обо всем, лишь бы не повторяться с интервью, в которых обсуждается расизм. Однако избежать этой темы не получится: в конце концов, Моррисон заставила весь мир столкнуться с этой проблемой в своих книгах.
Вы не обидитесь, если я буду, наверное, сотым человеком, кто спросит о том, как вы впервые столкнулись расизмом?
Окей, вперед.
Это было в школе?
Скорее, в колледже во время учебы в Вашингтоне. В то время автобусы были разделены на секции со специальными местами для цветных и белых. Это было вполне законно, в общем, нечего тут добавить — мы все слышали про Розу Паркс и общественный транспорт. То же самое с фонтанами — у них один источник, но воду поставляли разные трубы. Наверное, это было довольно затратно для правительства. Представьте: разные трубы