Уровень профи
В русском языке для этих профессий названий нет, как нет и самих профессий. Сохранились они во Франции. Вспомните о них, когда в следующий раз в ресторане вам принесут дюжину устриц или сервируют стол серебром
Тома Мембур. Аржантье Tour D’argent
На русский язык название профессии Тома Мембура, сотрудника легендарного ресторана «Серебряная башня», можно перевести как «хранитель серебряной утвари». Настоящих аржантье осталось совсем немного, профессия умирающая. «Но в последнее время снова появился интерес», — с надеждой говорит Тома. Его ролевая модель, как и у всех представителей профессии, — Стефан Гено, хранитель серебряной утвари Елисейского дворца. Вот там, рассказывает Тома, вещи не только редкие, но и внушительной величины. Хотя и в «Серебряной башне» коллекция XIX века тоже значительная. Свой рабочий день Тома начинает в 7 утра — протирает каждый предмет из тех, что обязательно стоят на столе. Это презентационная тарелка, стакан и нож для масла. Всё из серебра, всё Chrio¡e — и, конечно, выполнено специально для ресторана. Серебро — сложный материал: быстро чернеет, на нем видны каждый отпечаток пальца, каждая пылинка. Ежедневно Тома полирует все, что стоит на столе, а еще большие подносы для официантов и соусники. У мелких приборов — всевозможных вилок, ложек и ножей — свои «банные дни». Ножи полируются в понедельник, вилки во вторник и так далее — на следующей неделе все начинай заново. В ресторане есть и коллекционные предметы, которые выносят на свет по особым случаям, на приемы и праздники. Это случается не так уж и редко, «Серебряная башня» — место именно для праздников, сюда едут со всего мира, чтобы отметить золотую свадьбу или докторскую диссертацию. Здесь короли и президенты приватизируют пространство с лучшим видом на Париж, и вот тогда-то метрдотели и выносят серебряные супницы и блюда для гратенов. Большие канделябры появляются на Новый год. Но самые редкие предметы — прессы для утки. Утка «в крови» — главное блюдо «Серебряной башни». Пресс — высокий предмет с винтом и тисками, с помощью которого из утки выжимают в полном смысле слова все соки. Зрелище не слишком кровожадное: утка уже приготовлена и представляет собой остов, с которого снято филе. Просто из костей выжимают последнее, чтобы на смеси соков и крови заварить соус по старинному рецепту. Таких прессов в «Башне» семь штук, разных эпох, их чистка, как и технический уход, лежит на Тома. Ему еще нет и тридцати, но, возможно, к концу карьеры ему самому понадобится помещение размером с «Башню». Дело в том, что дома у него — тоже коллекция серебра (и еще фарфора), он ее начал собирать лет в пять, когда ходил с бабушкой по блошиным рынкам. Коллекция разрастается, места не хватает, но легче сложить все в коробки и перевезти на новую квартиру, чем умерить в себе страсть к коллекционированию.
Арески Унисси. Экайе Café de la Paix
Нет такого туриста, что у брассери Café de la Paix не заглядывался бы на ровные ряды красных омаров, похожих на начальников пожарной бригады, и на ножки нежных лангустинов, навевающие мысль о балете — он, кстати, тут рядом, в Парижской опере, и идет.