Конспект
Алтарь меломана
Понятие «меломан» появилось в Европе в середине XIX века и означало человека, который самозабвенно, но поверхностно изучал любые направления музыкального искусства. В наше время меломанами называют тех, кто может слушать разные жанры музыки, но превосходно разбирается в предмете своего интереса. И при этом он поклонник чистоты звука и старается довести звучание своей системы до абсолюта, меняя колонки, кабели и даже электрические розетки в доме. Для таких меломанов-аудиофилов мы составили подробный практикум.
Пространство музыки
В последние годы ведется много дискуссий относительно того, какой из компонентов в стереосистеме самый важный. Часть экспертов утверждают, что основное значение имеют акустические системы, другие заявляют, что главное – это источник звука (виниловый проигрыватель, катушечный магнитофон, CD-плеер), третьи считают, что межблочные кабели, четвертые идеализируют акустическую обработку помещения и т.д. Каждый прав по-своему, но со временем все приходят к пониманию того, что для аудиосистемы крайне важно, чтобы она была сбалансирована – как с учетом выбранного типа музыки и ваших особенностей организма (слышат все по-разному), так и по уровню компонентов и согласованности между ними.
Проблема качества звука в том, что аудиоинсталляции находятся в жилых помещениях
Если вы хотите добиться ясно слышимых результатов, необходимо начать с основ – не перебирать межблочные кабели из бескислородной меди в поисках «своего» звука, а правильно подготовить помещение для прослушивания. Проблема заключается в том, что большинство аудиоинсталляций размещаются в жилых помещениях. В результате аппаратуру приходится вписывать в готовые пространства, изначально организованные дизайнерами интерьеров, что накладывает определенные ограничения и значительно ухудшает результат. Поэтому меломаны-пуристы предпочитают создавать комнаты для прослушивания с нуля. Для этого достаточно помещения площадью 25–30 кв. м. Некоторые инсталляторы предпочитают делать пол из паркетной доски на деревянных лагах со звукопоглощающими материалами в пустотах, однако этот вариант чреват акустическими искажениями и, кроме того, уменьшает высоту комнаты. «Правильнее – стелить ламинат по бетонной стяжке, – комментирует известный московский инсталлятор Владимир Чудайкин. – Это минимизирует количество акустических отражений и позволяет правильнее выстроить звуковую картину…»
Стены помещения покрываются панелями типа Decor Acoustic, представляющими собой перфорированные плиты из МДФ, отделанные с лицевой стороны натуральным шпоном. Однако панели не прижимаются к стене вплотную. Между ними прокладываются слои минеральной ваты средней и высокой плотности. Важный момент: боковые стены делаются непараллельными, чтобы в результате получилась слегка трапециевидная форма помещения – на узкой стороне располагается место слушателя, на широкой устанавливается музыкальная аппаратура. Благодаря этому расширяется диапазон поглощения низких частот ближе к углам помещения, где давление НЧ-волн максимально, а также устраняется так называемое порхающее эхо (череда быстрых переотражений звукового сигнала). «Однако, чтобы не сделать комнату слишком глухой”, часть панелей Decor Acoustic с обратной стороны покрывается “непродуваемым” материалом (например, ДВП), – делится секретами Владимир Чудайкин. – Кроме того, за спиной слушателя устанавливается звукопоглощающая и рассеивающая конструкция, работающая в области верхней середины и высоких частот. На потолке крепятся листы МДФ, образующие НЧ-поглотитель с низкой добротностью…»
И наконец, еще один (довольно неожиданный) элемент, влияющий на акустику помещения, – это ковер с низким ворсом, прикрывающий пол между фронтальными колонками и слушателями. Важная роль отводится опорам для техники. Акустические колонки желательно устанавливать на массивные постаменты из гранита, повторяющие формой поперечное сечение колонок, – на них опираются шипы. В итоге решается сразу две проблемы: гарантируется виброизоляция от пола, и шипы не царапают ламинат.
Фетровая подложка этих оснований позволяет легко перемещать колонки, подбирая для них оптимальное место. «Моя фирменная фишка, – рассказал Чудайкин, – это стойка для AV-компонентов с основанием из деревянного поддона с песком, прикрытого тканью». Чувствительные к вибрациям аппараты (усилитель и виниловый проигрыватель) ставятся не на доску, а на песчаную «подушку».
Таким образом, акустически обработав помещение и установив стойку для аппаратуры, вы создали «алтарь» меломана. Осталось лишь оснастить его необходимой техникой.
Меломаны-пуристы предпочитают создавать комнаты для прослушивания с нуля
Крутятся диски
Виниловые пластинки обеспечивают, пожалуй, наивысшее качество звука среди любых музыкальных носителей – как физических, так и виртуальных. Поэтому нет ничего порази тельного в том массовом виниловом ренессансе, который сейчас наблюдается во всем мире, – рекорд-компании не только переиздают старые диски, но и выпускают новые музыкальные альбомы на виниле.
Различают три типа привода проигрывателей:
1. Пассиковый.
Опорный диск, на который кладется пластинка, приводится в движение пассиком, соединенным с электродвигателем. Плюсы: такая конструкция позволяет практически полностью избавиться от одной из главных проблем виниловых проигрывателей – передачи вибраций мотора на пластинку и иглу. Минус: посте пенный износ самого ремня, а также долгий старт мотора.