Венчурные инвестиции
Венчурные инвестиции у многих ассоциируются с вложением в интернет или IT - проекты. Это давно уже не так. Венчурные инвесторы ищут новые сферы, где вырастут новые гиганты. И такие сферы есть. Forbes выбрал пять перспективных направлений для инвестиций и посмотрел, кто их уже осваивает.
Финансовые технологии
Финансы по цепочке
- Фонд: iTech Capital
- Управляющий: Глеб Давидюк
- Объем: $100 млн
- Специализация: финтех, телеком и медиа
В декабре 2015 года в местечке Глдани под Тбилиси собрались руководители экономического блока правительства Грузии во главе с премьером Иракли Гарибашвили. Поводом для встречи стало открытие дата-центра стоимостью $30 млн. Инициатором проекта выступила компания BitFury, созданная в 2011 году гражданином Латвии Валерием Вавиловым и украинцем Валерием Небесным.
До этого у BitFury уже был дата-центр в грузинском городе Гори, где компания занималась майнингом биткоинов — добычей новых единиц цифровой валюты, созданной в 2008 году анонимным программистом Сатоси Накамото и постепенно превратившейся из развлечения для цифровых гиков в полноценный инструмент финансовых расчетов. Добыча биткоинов — крайне трудозатратный процесс, требующий вычисления сложных 64-значных функций. С каждым годом задача усложняется: изначально делать это можно было на обычных ноутбуках, сейчас майнеры вынуждены пользоваться услугами больших дата-центров. Успех BitFury изначально заключался в том, что компания наладила производство одного из самых продвинутых ASIC-чипов для майнинга биткоинов. На сегодняшний день в списке главных майнеров мира BitFury занимает пятое место, добывая 9% всех биткоинов. За последние три года компания привлекла $60 млн финансирования. Один из раундов летом 2015 года возглавил российский венчурный фонд iTech Capital.
Весной был запущен первый венчурный фонд на основе блокчейна. За несколько дней он привлек около $107 млн. Анонимный хакер, воспользовавшись несовершенством правил фонда, вывел из него 43,9 $ млн
Инвестиция iTechCapital — единственный пример того, как фонд с российскими корнями вложился в технологию блокчейн, частным применением которой и является биткоин. Блокчейн уже не первый год считается одним из самых перспективных направлений финтеха. Смысл блокчейна заключается в создании базы данных, доступом к которой обладают все участники сети и ни один из элементов которой нельзя изменить без их согласия. В эту базу данных можно записывать любую информацию: от транзакций до информации о правах собственности. И всегда есть гарантия, что данные не будут подделаны. Попытками найти практическое применение для блокчейна в сфере торговли финансовыми инструментами сейчас занимается консорциум R3, объединяющий 45 крупнейших международных финансовых институтов. BitFury движется в том же на правлении. «Сейчас BitFury переросли то, с чего начинали: разработку чипов и майнинговые услуги, — рассказывает Глеб Давидюк, управляющий партнер iTech Capital. — Компания превращается в платформу по предоставлению хардверных и софтверных услуг. Огромные перспективы у проекта по поставке новых мобильных майнинговых дата-центров, он будет интересен всем, у кого есть дешевая или избыточная энергетика. Целый океан софтверных решений предстоит освоить уже в ближайшее время, потому как если ты лидер в области майнинга, то наличие у тебя собственных вычислительных мощностей позволяет гарантировать высокое качество софтверных услуг». Что это за услуги? Всевозможные реестры прав собственности, депозитарные услуги, борьба с контрафактом, «умные контракты», микроплатежи и многое другое. Одним из подобных проектов BitFury занимается в Грузии. Весной компания запустила проект по регистрации прав на землю.
Биотехнологии
Купить вечную жизнь
- Фонд: Longevity
- Объем: $60 млн
- Управляющие: Михаил Чучкевич, Борис Рябов, Алексей Обухов, Николай Савчук
- Отрасль: технологии долголетия
- Специализация: клеточные технологии, имунная и генная терапии, нейротехнологии, медицинские девайсы и др.
Партнер венчурного фонда Bright Capital Михаил Чучкевич шел по коридорам больницы им. Н. А. Семашко и обсуждал с врачами новые технологии в здравоохранении. Бизнесмен уже собирался уходить, но главврач завел его в кабинет одного из сотрудников. Там стоял небольшой аппарат. По словам разработчика, он позволял без внутреннего вмешательства исследовать патологии капиллярной сетки. Новый метод капилляроскопии выглядел интересно — при ангиографии (просвечивании сосудов рентгеном с введением специальных веществ в кровь) капилляры просматриваются плохо. Чучкевич был готов договориться с автором изобретения о первом «чеке», но врач только усмехнулся — он уже продал права на разработку в Швейцарию, где началось серийное производство.
«В России много хороших инноваций в медицине, но они вот в таком неоформленном состоянии во врачебной и академической среде», — говорит Чучкевич. Сейчас он и второй партнер Bright Capital Борис Рябов, четыре года проработавший в «Аптечной сети 36,6», собирают два фонда для инвестиций в биомедицинские проекты суммарным объемом более $250 млн.
Инвесторы обратили внимание на биотехнологии в 2011 году. Тогда фонд на $200 млн миллиардера и министра, курирующего деятельность Открытого правительства РФ, Михаила Абызова (средства переданы в доверительное управление) инвестировал вместе с крупными западными фондами в десятки компаний Кремниевой долины. Партнеров Bright Capital интересовали возобновляемые источники энергии, энергоэффективные технологии и новые материалы. Но когда именитые венчурные капиталисты давали наводки на стартапы в других отраслях, Bright Capital подключался к сделкам. Так, Брук Байерс, сооснователь Kleiner Perkins, рассказал об американской CardioDX. Она разработала генетические тесты для диагностики сердечно-сосудистых заболеваний. «Раньше, чтобы диагностировать сужение просвета в артериях, нужно было механически заходить в сосуд, теперь можно сделать анализ по капле крови», — объясняет Чучкевич.