Терпим, повторяем, продолжаем: как устроиться на работу в зарубежную компанию
Сегодня многие мечтают попасть на работу в компанию за границей. К этому соискателей подталкивают рост НДФЛ при сотрудничестве с российскими организациями из-за рубежа и запрет многих работодателей на релокацию. Сильный специалист из России точно пройдет первый раунд собеседования в зарубежную компанию, но попасть на него будет по-настоящему сложно, считает менеджер по продукту в американской платформе для найма фрилансеров Toptal Даниэль Фельдман. Что увеличит шансы на успех?
Сейчас западные компании ежедневно получают тысячи резюме со всего мира, и большинство откликов соискателей оканчивается ничем. Естественно, подаваться на вакансии в общем потоке не самая эффективная стратегия. Мне самому для получения всего двух офферов (предложений о работе. — Forbes) к июню 2022 года потребовалось три месяца, за которые я оставил более 300 откликов на вакансии и прошел 30 раундов интервью. В итоге я выбрал позицию продуктового менеджера в Toptal, позволяющую работать удаленно. Помимо поиска вакансий в LinkedIn и составления правильного резюме, мне помогли рефералы — люди, готовые порекомендовать кандидата лично. Расскажу, как это работает.
Гайды
Чтобы нырнуть в специфику трудоустройства за рубежом, сформировать правильные ожидания и вдохновиться возможным итогом, обложитесь разными гайдами. Сегодня их больше, чем когда-либо. Помимо того, который вы читаете прямо сейчас, я советую:
- гайд для релокантов от карьерного сервиса Verbetcetera,
- подборку полезных ссылок от сообщества Slack ODS,
- гайд от проекта www_career бывших сотрудников «Яндекса»,
- гайд data-сайентиста и карьерного коуча из Сан-Франциско Алекса Ильина,
- Telegram-каналы Verbetcetera: tech, career, mentorship (около 3000 подписчиков), No Flame No Game (более 32 000), Product Gym Ru (около 1000), «Поиск работы в США» (более 2000).
Главная ценность этих ресурсов — авторские советы по улучшению CV (резюме), списки сайтов для поиска вакансий и изучения потенциальных работодателей, уровни зарплат и налогов в разных странах, нюансы получения рабочих виз. Это отличный способ понять, стоит ли игра свеч.
К чему нужно быть готовым: поиск зарубежной работы — это еще одна фултайм-работа. Тут нужны системность и запас терпения. И денег на три-шесть месяцев, если вы уже уволились. Вам придется причесать резюме, LinkedIn, найти множество рефералов в нужных вам компаниях, написать сценарии интервью с базой вопросов-ответов (самые типичные вопросы, которые задают HR-специалисты, есть и в гайдах, и в видео на YouTube по запросам вроде «HR interview questions»), отрепетировать свои истории о главных карьерных достижениях. Это я еще не говорю про подготовку к техническим раундам интервью. Будет непросто, но результат, как мне кажется, того стоит.
Человеку, один раз прошедшему отбор в западную компанию, вскоре станет доступен весь международный рынок труда. С момента выхода на работу фоном улучшается профессиональный английский, усваивается культурный код, прокачиваются новые soft skills («мягкие навыки» — универсальных компетенции, которые влияют на коммуникацию в работе. — Forbes). При этом выходцы из СНГ чаще всего действительно сильны и хорошо подготовлены в плане hard skills («жесткие навыки» — профессиональные, технические компетенции, которые можно наглядно продемонстрировать, оценить и проверить. — Forbes) и легко справляются со сложными по западным меркам задачами. Многие из релоцировавшихся в западные компании подтверждают, что найти следующую работу кратно легче.
Преодолеть «цифровую застенчивость»
Резюме нужно готовить на английском языке. Причем, желательно сразу писать на английском, а не с помощью переводчика. Это медленнее и сложнее, но правильные и выверенные формулировки лучше запоминаются.
Советы из гайдов выше дадут вам идею для первой итерации правок в резюме. Правильный шаблон для резюме можно найти в сервисе Resume.io, а проверить его на наличие нужных ключевых слов можно на портале Jobscan. Многие компании на первом этапе делают машинную проверку резюме, поэтому верстка и вхождение «ключевиков» могут быть критичны. К примеру, в случае менеджера по продукту в резюме должны быть перечислены ключевые soft skills — problem-solving (решение проблем), leadership (лидерство). Среди hard skills стоит упомянуть навыки agile development (гибкий подход к разработке программного обеспечения), знание Google Analytics. Используйте активные глаголы действия: managed (удалось), developed (разработал), conducted (проводил), maximized (максимизировал).