Форум‑сервис
«Татлер» знает, как вы проведете дни с 5 по 8 июня: будете пункт за пунктом отрабатывать наш светский гид по Петербургскому международному экономическому форуму
Сколько денег нужно, чтобы стать счастливым? Сколько денег нужно, нужно тебе?» — этим сугубо экзистенциальным вопросом озадачит делегатов в «нулевой» день ПМЭФ 2019 года Семен Слепаков. Издательский дом «Коммерсантъ» проведет вечеринку не просто с участием самого актуального барда, но и в стилистике его популярного телепродукта, рассказывающего о домашнем аресте незадачливого мэра, заключенного в коммуналку своего детства. Предполагается, что вечеринка пройдет в ДЛТ. Это, конечно, очень символично получится: в современной российской реальности для чиновников (и даже экс-чиновников, как мы видим на примере бывшего вице-премьера по взаимодействию с Открытым правительством Михаила Абызова) граница между тяжелым люксом и заключением довольно тонка. Эта граница может пролегать по трапу частного самолета, по гравийной дорожке загородного особняка, по паркету такого родного вроде бы министерского кабинета. Она может разделить на «до» и «после» даже зал заседаний Совета Федерации. Словом, тренд на посадки очевидно крепчает.
В некоторых кругах принято считать, что обнуление чувства неприкосновенности у отдельных категорий граждан и есть тот самый задел президента России перед завершением срока, который по идее (и согласно Конституции) должен стать последним. Мол, «если я сейчас это сам не сделаю, вы потом без меня не разгребете». Окажет ли этот тренд влияние на градус веселья неделовой программы форума — скоро узнаем. Мы помним, как Михаил Абызов на «квартирнике» банка «Открытие» в голос подпевал Вячеславу Бутусову: «Скованные одной цепью, связанные одной…» Зря он так про цепи.
Несмотря на то что форум был придуман еще в 1997‑м, его реальная, а тем более светская история берет начало только в 2006‑м. Первые десять лет наше вече провело, так сказать, в ожидании крепкой мужской руки. Поначалу экономисты из тусовки вокруг ректора Российской академии народного хозяйства Владимира Мау и его сына Антона собирались раз в году, чтобы обсудить новости экономики с научной точки зрения. Знали об этом только близкие родственницы ученых мужей, паковавшие им рубашки и бутерброд в поезд.
Звездный час ПМЭФ пробил после того, как Владимир Путин публично отчитал чиновников и бизнесменов за нежную привязанность к экономфоруму в Лондоне. Куда постоянно захаживал политэмигрант Борис Березовский. Когда-то с лондонской трибуны Михаил Касьянов озвучивал личные политические амбиции и делал это в присутствии вполне себе высокопоставленных государственных лиц — сейчас подобное даже представить трудно. Конструктивная критика из уст главы государства в воздухе развернула частные самолеты делегатов, но не отменила потребность в площадке для дискуссий. Руководствуясь принципом «критикуешь — предлагай», Владимир Путин поручил Герману Грефу (тогда главе Минэкономразвития) сделать из уже имеющихся посиделок тот ПМЭФ, куда все теперь так стремятся попасть. Стильный Греф действительно поддал джазу. По воспоминаниям нынешнего губернатора Ивановской области Станислава Воскресенского, работавшего тогда в его команде, задачей было сделать так, чтобы делегаты ни днем, ни белой ночью не были предоставлены сами себе. После официальной части разговоры об экономике в целом и конкретных контрактах должны продолжаться под коктейли и музыку. Оптимизм и избыточность нулевых дули попутным ветром в паруса таких начинаний, даже если речь шла о вовсе беспарусном плавсредстве крейсере «Аврора», на котором добрейший вечерочек организовал однажды Михаил Прохоров. Этим он чуть не довел до коллективного инфаркта пенсионеров из неформального объединения «Коммунисты Санкт-Петербурга». Не желая преждевременной гибели ячейки, господин Прохоров с тех пор ни разу не изменял место и программу своей вечеринки: только в «Шатуше» и только под кавер-группу «Флора», к которой под настроение присоединяется Марк Гарбер.
Можно констатировать, что за тринадцать лет неофициальные аттракционы ПМЭФ сковала такая стабильность, какая не снилась ни российской, ни даже мировой экономике. Да, какие‑то звезды вдруг вспыхивали на небесах этих белых ночей. Допустим, в 2016‑м выстрелил вечеринкой банк «Югра». Сразу после этого стало известно, что дела его идут не очень. Крах банка стал крупнейшим страховым случаем в истории России, вкладчикам было выплачено около 173 млрд руб. В апреле нынешнего года был задержан бывший мажоритарный акционер «Югры» Алексей Хотин, его подозревают в соучастии в присвоении 7,5 млрд руб. Басманный суд посадил его под домашний арест до 18 июня. То есть выступление Семена Слепакова в ДЛТ он точно пропустит. Кого социальные лифты поднимут на освободившиеся в зале пленарных заседаний места, кому передадут освободившийся микрофон в караоке «Джельсомино»? По телевизору такое не покажут — имеет смысл лично проследить за ходом посевных работ на полях Петербургского международного экономического форума. Евгения Милова («Ъ»)
Bed & Breakfast
Сколько стоит номер в отеле и кто там шумит у вас за стенкой?
В туристическом Петербурге немало люксов и сюитов, которые выкупают сразу после объявления дат ПМЭФ. «Росконгресс» озвучил их в финальный день предыдущего форума и сам же забронировал большую часть номеров во всех приличных гостиницах. Затем, исходя из понятной только ему ценовой политики, сам распределил четырехдневные путевки среди делегатов. One night stand, конечно, случается, но платить все равно придется за четыре. Booking.com на наивную попытку забронировать люкс в «Астории» скажет «Вы опоздали», даже если до форума еще целый год.