Дочь нежна
Поплавав в бурных водах корпорации своего отца, Анастасия Потанина нашла свою тихую гавань. Она терпеливо учит будущих фигурантов списка «Форбса» любить искусство, причем вполне бюджетное
![](https://cs.kiozk.ru/content/1ej/pnd/pme/sat8tlv5ahofkyovxn3pic4/art/45138/pmz2xrit.jpg?v=1&temp_url_sig=6JJwYib_ODfxg1Ln1ijJlg&temp_url_expires=1738957736)
От вечного шампанского на открытиях выставок все устали. Об этом даже маститые галеристы говорят. Людям хочется действа». Так тридцатичетырехлетняя Анастасия Потанина объясняет, зачем она стала устраивать в Москве свои арт-уикэнды. Уже третий год раз в квартал старшая дочь шестого русского форбса собирает тянущихся к прекрасному столичных миллениалов. И устраивает им действо в окружении картин и инсталляций российских художников.
Например, темой культпохода выходного дня этой весны стал красный цвет. Алело представленное искусство, рдели коктейли, багровела еда. В червонном буклете выставки вспомнили, разумеется, о том, что «красный в западной традиции означает власть и бунт, а в восточной это цвет радости и богатства». Потанина и ее кураторы вообще говорят со своими менеджерами на человеческом, а не на птичьем искусствоведческом языке. Разве что названия уик-эндов вроде «Гравитация мысли» или «Сублимация желаний» указывают: у офисных людей, может, и окончание трудовой недели, однако без излишеств.
«В таком формате никто искусство не представляет, по крайней мере, у нас в России, — с гордостью рассказывает мне Настя. — Даже в Лондоне, где рынок искусства гораздо более развит, не все так просто с донесением концепций художников и кураторов до людей, далеких от мира искусства. Я сейчас собираюсь делать там подобный проект, общаюсь с местными галеристами, рассказываю, как мы организуем наши уик-энды, и им это все очень интересно».
![](https://cs.kiozk.ru/content/1ej/pnd/pme/sat8tlv5ahofkyovxn3pic4/art/45138/xu4xnzsp.jpg?v=1&temp_url_sig=2h4K-eZzTQbcdjS-hCvYnw&temp_url_expires=1738957736)
На этих арт-выходных помимо культурно-развлекательной программы приятны и цены: в среднем работы стоят пятьдесят — сто тысяч рублей. К примеру, «Запрещенная еда», в стиле примитивизма, изображающая пармезан и рокфор, была оценена в двадцать тысяч. Как могли бы выразиться гости уик-эндов, побочная выгода от реализации инвестиционного проекта по покупке такого искусства заключается в том, что настоящий пармезан приходит и уходит, а исполненный маслом на холсте радует всегда и к тому же добавляет статуса съемным стенам на Патриарших.
Теперь сублимировать свою жажду тяжелого люкса боги экселя могут хоть всю неделю, в галерее Artis на «Винзаводе», партнером которой выступает Настин некоммерческий проект Artis Project. Галерея работает на месте шоурума мебели ар-деко Transatlantique, которую читатели периода юности русского «Татлера» ценили за кресла Мориса Дюфрена, хрусталь Рене Лалика и особенно за фотогеничный интерьер.
Средь белого кафеля Настя в еще более фотогеничном облегающем маленьком черном платье Tom Ford и рассказывает мне сейчас о том, от чего устали маститые галеристы. Хотя меня больше интересует, зачем ей самой в 2018‑м понадобился столь оголтелый офлайн. Скажем, сосед Artis Владимир Овчаренко хоть и продолжает держать на «Винзаводе» одну из старейших наших галерей и даже открыл рядом выставочное пространство своего аукциона Vladey, однако давно и успешно продает доступное современное искусство на торгах в интернете. А многие старожилы бизнеса вроде Айдан Салаховой свои галереи закрыли.