Дочь нежна
Поплавав в бурных водах корпорации своего отца, Анастасия Потанина нашла свою тихую гавань. Она терпеливо учит будущих фигурантов списка «Форбса» любить искусство, причем вполне бюджетное
От вечного шампанского на открытиях выставок все устали. Об этом даже маститые галеристы говорят. Людям хочется действа». Так тридцатичетырехлетняя Анастасия Потанина объясняет, зачем она стала устраивать в Москве свои арт-уикэнды. Уже третий год раз в квартал старшая дочь шестого русского форбса собирает тянущихся к прекрасному столичных миллениалов. И устраивает им действо в окружении картин и инсталляций российских художников.
Например, темой культпохода выходного дня этой весны стал красный цвет. Алело представленное искусство, рдели коктейли, багровела еда. В червонном буклете выставки вспомнили, разумеется, о том, что «красный в западной традиции означает власть и бунт, а в восточной это цвет радости и богатства». Потанина и ее кураторы вообще говорят со своими менеджерами на человеческом, а не на птичьем искусствоведческом языке. Разве что названия уик-эндов вроде «Гравитация мысли» или «Сублимация желаний» указывают: у офисных людей, может, и окончание трудовой недели, однако без излишеств.
«В таком формате никто искусство не представляет, по крайней мере, у нас в России, — с гордостью рассказывает мне Настя. — Даже в Лондоне, где рынок искусства гораздо более развит, не все так просто с донесением концепций художников и кураторов до людей, далеких от мира искусства. Я сейчас собираюсь делать там подобный проект, общаюсь с местными галеристами, рассказываю, как мы организуем наши уик-энды, и им это все очень интересно».
На этих арт-выходных помимо культурно-развлекательной программы приятны и цены: в среднем работы стоят пятьдесят — сто тысяч рублей. К примеру, «Запрещенная еда», в стиле примитивизма, изображающая пармезан и рокфор, была оценена в двадцать тысяч. Как могли бы выразиться гости уик-эндов, побочная выгода от реализации инвестиционного проекта по покупке такого искусства заключается в том, что настоящий пармезан приходит и уходит, а исполненный маслом на холсте радует всегда и к тому же добавляет статуса съемным стенам на Патриарших.
Теперь сублимировать свою жажду тяжелого люкса боги экселя могут хоть всю неделю, в галерее Artis на «Винзаводе», партнером которой выступает Настин некоммерческий проект Artis Project. Галерея работает на месте шоурума мебели ар-деко Transatlantique, которую читатели периода юности русского «Татлера» ценили за кресла Мориса Дюфрена, хрусталь Рене Лалика и особенно за фотогеничный интерьер.
Средь белого кафеля Настя в еще более фотогеничном облегающем маленьком черном платье Tom Ford и рассказывает мне сейчас о том, от чего устали маститые галеристы. Хотя меня больше интересует, зачем ей самой в 2018‑м понадобился столь оголтелый офлайн. Скажем, сосед Artis Владимир Овчаренко хоть и продолжает держать на «Винзаводе» одну из старейших наших галерей и даже открыл рядом выставочное пространство своего аукциона Vladey, однако давно и успешно продает доступное современное искусство на торгах в интернете. А многие старожилы бизнеса вроде Айдан Салаховой свои галереи закрыли.