Справились за 19 дней: как в СССР победили вспышку черной оспы
В 1936 году в СССР официально объявили о полной ликвидации натуральной оспы. Однако спустя 23 года болезнь неожиданно вернулась в Москву. Зимой 1960 года городским службам удалось предотвратить распространение страшной болезни по всему Союзу буквально за 19 дней.
Оспу в столицу привез заслуженный художник Алексей Кокорекин. 23 декабря 1959 года он вернулся из командировки в Индию — приземлился во «Внуково» и ничего не подозревая отправился к любовнице. Уже через день Кокорекин сидел дома, раздавал сувениры из теплой страны и... немного покашливал. Однако к вечеру у художника поднялась температура, а кашель только усиливался, поэтому супруги приняли решение вызвать скорую. Алексея Кокорекина госпитализировали, в больнице ему поставили осложнения на фоне гриппа и аллергическую реакцию в виде сыпи. Однако ни одно из лекарств художнику не помогло, и утром 29 декабря мужчина скончался.
Алексей Кокорекин был лауреатом Сталинской премии и автором известных агитплакатов: «За Родину!», «Смерть фашистской гадине!» и других
Variola vera: что показало вскрытие
Для поездки в такую страну как Индия Кокорекин должен был пройти обязательную вакцинацию. В документах у мужчины даже стояла соответствующая отметка, однако почему-то по факту художник не поставил себе прививку.
Толерантность организма Кокорекина ко всем лекарствам удивила врачей, поэтому специалисты решили проводить вскрытие. Процедурой руководил академик Николай Краевский, помогал ему в этом гостивший коллега-патологоанатом. 75-летний врач из Ленинграда быстро и точно определил диагноз, посмотрев на труп художника он сказал: «Да это, батенька, variola vera – черная оспа».
Натуральная (черная) оспа под названием Variola vera несколько веков была главной опасностью для человечества. Именно она научила людей бороться с вирусами с помощью карантина и унесла с собой населения целых деревень, городов и стран. В разные времена она то и дело напоминала о себе: в VIII веке погубила треть жителей Японии, в XVI половину населения Нового Света, а в начале XIX века ежегодно убивала до полутора миллионов человек в Европе.