Спортсмен в цилиндре и пенсне. Как одевался Владимир Набоков
В рубрике «Авторский стиль» «Сноб» рассказывает про имидж писателей и поэтов. О шортах со стрелками, гольфах, ветровке, пиджаках и пенсне Владимира Набокова — в новом материале цикла
Твидовые пиджаки и пенсне
Набоков не признавал эпатаж во внешнем виде, такая эксцентричность его отвращала (хотя внутренний мир этого удивительного человека был по-настоящему эксцентричен). Это, впрочем, не мешало ему в юности выглядеть несколько по-щегольски. После эмиграции молодой писатель получал образование в Кембридже, где научился утонченным манерам и на какое-то время превратился в денди. В первой половине 1920-х Набоков мог позволить себе прогуливаться по городу в цилиндре и с тростью.
Но молодость прошла, и цилиндры были навсегда забыты. На смену образу денди пришли более строгие аутфиты — Набоков до конца своих дней отдавал предпочтение шерстяным или твидовым костюмам, в которых ему было удобно. Сегодня его умеренный минималистский стиль можно было бы назвать образцовым примером old money.
Самый известный пиджак Набокова от бренда Nielsen and Cie сейчас хранится в музее его имени в Санкт-Петербурге. Судьба вещи удивительна: она попала в музей благодаря биографу писателя Брайану Бойду, которому пиджак вручила вдова Набокова Вера 50 лет назад. Бойд пришел к ней пообщаться о ее супруге, но Вере не понравился внешний вид молодого ученого. И она заставила его переодеться в вещи Набокова.
Именно в этом пиджаке писателя решил увековечить фотограф Хорст Таппе. На известном снимке Набоков сидит на балконе своего люксового гостиничного номера в Монтре. В этом тихом швейцарском местечке писатель прожил с женой 15 последних лет своей жизни, принципиально отказываясь покупать собственную квартиру.
Помимо костюмов Набоков на постоянной основе носил вязаные кардиганы. Жилеты и рубашки с жесткими воротничками — еще одни обязательные атрибуты его гардероба. Свой «профессорский» имидж он разбавлял разве что разноцветными галстуками, а единственной по-настоящему эксцентричной деталью в имидже оставалось пенсне — писателю оно нравилось больше, чем очки. Уже в 1940-х пенсне выглядело как явный анахронизм, не говоря про 1950–1970-е, но в этом вопросе Набоков не собирался уступать требованиям цивилизации.Галстуки,