Спасти Рембрандта за € 3 млн: как восстанавливают картины после нападения вандалов
Forbes Life вспоминает случаи музейного вандализма и подсчитывает бюджеты, потраченные на реставрацию пострадавших произведений искусства
На днях в Лувре произошло нападение на картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Посетитель Лувра в инвалидной коляске, переодетый в женщину, бросил в «Джоконду» тортом, став очередным музейным вандалом, убытки от действий которых составляют миллионы долларов.
Леонардо да Винчи, «Мона Лиза», Лувр
«Джоконда», или «Мона Лиза», — больше ста лет регулярный участник криминальной хроники. В 1956 году молодой боливиец запустил в нее камнем. С тех пор у левого локтя Джоконды осталась небольшая отметина. В том же году на выставке на юге Франции посетитель облил картину серной кислотой, повредив нижнюю часть изображения. После реставрации было принято решение экспонировать работу под защитным стеклом.
В 1974 году в Японии посетитель бросил в «Джоконду» пузырек с краской (защитное стекло сработало, а руководство Лувра приняло решение усилить меры безопасности, работу поместили в специальную капсулу с пуленепробиваемым стеклом, а картину музей перестал выдавать на выставки. Даже на ретроспективе, приуроченной к 500-летию смерти да Винчи, в 2019 году «Мона Лиза» не присоединилась к экспозиции выставки, а осталась на своем месте).
Защитная капсула «Джоконды» сработала не раз: в 2009 году она отразила удар чашкой, который нанесла посетительница из России, а 2022-м — тортом.
Своей всемирной славой «Джоконда» тоже обязана преступлению. 21 августа 1911 года, в понедельник, когда музей был закрыт, временный сотрудник Винченцо Перуджа снял и вынес из Лувра работу Леонардо. Исчезновение картины обнаружили на следующий день посетители. «Джоконду» нашли два года спустя при попытке продажи: новость о пропаже картины широко освещала пресса, а репродукции работы были напечатаны в европейских газетах.
«Ночной дозор», Рембрандт Харменс ван Рейн, Рейксмузеум
Картину Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», известную как «Ночной дозор», с начала XX века атаковали трижды.
Первого января 1911 года на картину напал посетитель, нанесший полотну несколько ударов ножом.