Зачем музею говорить о правах человека

СНОБКультура

«Современный музей — это не хранение, а диалог с посетителем». Разговор сотрудниц Политеха об инклюзивности, образовании и новых форматах взаимодействия

2bf314ad63d5e907950a26a0cd3c2cc4abfe1cf164e9b15a0c00b1be9c4fc32e.jpg
Фото: Александр Бивол

Этим летом в Политехническом музее в рамках инклюзивной программы «Разные люди — новый музей» прошел онлайн-цикл дискуссий и паблик-токов, где исследователи, ученые и люди с инвалидностью обсуждают, как создавать доступные образовательные программы и какие инклюзивные инструменты применимы в музеях. Программа продолжится осенью, и «Сноб» попросил заместителя директора по работе с посетителями Политеха Веру Шенгелию и кураторку публичной программы «Разные люди — новый музей» Катрин Ненашеву обсудить, зачем музею говорить о правах человека

Вера Шенгелия: Катрин, у нас с тобой такая интересная история — мы давно знакомы по работе в разных проектах. Мы впервые встретились, когда я была журналисткой, а ты — активисткой, я брала у тебя интервью для материала о психоневрологических интернатах. Теперь мы вместе работаем в Политехническом музее и занимаемся вещами, с одной стороны, совсем далекими от нашей предыдущей деятельности, а с другой — очень близкими, потому что по-прежнему интересуемся и правами человека вообще, и правами людей с инвалидностью, и акционизмом, а также включением этих тем во все, что мы делаем.

Программа «Разные люди — новый музей» как раз посвящена включению в работу Политеха самых разных групп — людей с необычным сложным жизненным опытом. С твоим приходом начался новый сезон программы, и в ней появилось направление «Вовлечение». Теперь в публичной программе участвуют люди с ментальными особенностями и инвалидностью, люди с визуальными внешними отличиями, активисты. Также появился проект группы поддержки для сотрудников институций культуры, столкнувшихся с выгоранием. Я с большим любопытством наблюдаю за этими инициативами. Расскажи, почему тебе показалось важным работать с темой выгорания, как вообще устроен этот проект и какие нюансы ты видишь в процессе его реализации?

646e0d6dd31b3ba76b3e23a9f2e619d5b9bfbf458b037eecef0927e61236b205.jpg
Фото: Александр Бивол

Катрин Ненашева: Я еще в активистской среде взаимодействовала с людьми из сферы культуры. Часто слышала об их переживаниях, связанных с системными проблемами, со сложностью структуры институции и внутренних процессов. Меня это всегда достаточно сильно беспокоило. То, чем мы с тобой изначально занимаемся и на чем идеологически сходимся, — это параллельные сферы активизма, культуры и создания пространства, где совершенно разные люди могут быть поняты и приняты. То есть еще до работы в Политехе я слышала много историй о выгорании музейных работников. Пандемия обострила эти ощущения, и мне показалось, что следует поговорить о том, как нас изменили условия карантина, как это повлияло на наши ресурсы, как отразилось на нашей работе.

Я сама раньше работала именно в государственном, системном учреждении и видела, насколько людям важно иметь свое немного неформальное рабочее пространство, налаживать внутренний язык общения с коллегами. Программы Политеха и сама идея вовлечения — это тоже про налаживание языка, про поиск общих тональностей того, как мы можем говорить. Мне кажется, довольно сложно заниматься инклюзией, не общаясь и не пытаясь найти этот язык в своей среде.

У нас уже прошла первая группа. Онлайн дал возможность общаться с сотрудниками музеев из разных регионов: были люди из Екатеринбурга, Новосибирска и других городов. Самое важное, что мы выработали некий гайдлайн — что делать, если ты чувствуешь выгорание, как об этом начать говорить со своими коллегами. Это очень важно, потому что ведь это не исключительно внутренняя личная проблема. Я очень надеюсь, что дальше мы выработаем инструменты, которые помогут ввести такие группы поддержки сотрудников в работу самых разных культурных институций. Это ведь инструмент гражданской осознанности и самоадвокации.

Кстати, в программе Политеха также есть направление «Инструменты инклюзии». Ты можешь рассказать, что это за инструменты? Потому что звучит это здорово, но на самом деле мы не очень часто в музеях и как-то публично используем это словосочетание.

b895bd5c499df85eca7a8290ca048d2c9294f94538b51061104f25299b1933f2.jpg
Фото: Александр Бивол

Шенгелия: Ты, наверное, знаешь, что я делала тренинги и читала лекции о том, как разные зарубежные музеи работают с людьми с инвалидностью, с их репрезентацией, какие есть исследования на эту тему, какие есть музейные проекты. Для меня очень важно понимание, что есть люди, которые еще много лет назад и за тысячи километров от нас думали о том же самом, о чем мы сейчас, — хотели сделать чью-то жизнь лучше, свою жизнь лучше, разнообразнее, устойчивее и безопаснее.

В программе Политеха мы говорим с сотрудниками региональных российских музеев и с теми, кто занимается инклюзией в музеях за рубежом. Особенно мне дорог и любим подраздел, в котором мы говорим про внедрение универсального дизайна в образовательную сферу. В России словосочетание «универсальный дизайн» чаще всего звучит, когда мы говорим о доступной среде и вообще о средовых решениях. Я всегда привожу в пример самый главный элемент универсального дизайна — скошенный бордюр, благодаря которому и люди на роликах, и мамы с детскими колясками, и человек на инвалидной коляске могут запросто подняться на тротуар или спуститься с него. Но понятие универсального дизайна на самом деле гораздо шире. Оно про то, как нам создать такое общество, такую среду, такие программы и институции, в которых для людей с инвалидностью не создавали бы специальных маркированных загончиков.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Суперкомпьютеры для обучения нейросетей заменили сетью распределенных вычислений Суперкомпьютеры для обучения нейросетей заменили сетью распределенных вычислений

Программисты разработали платформу для обучения больших нейросетей

N+1
Взломанная Взломанная

Насколько защищена "умная" кофемашина?

Популярная механика
7 самых странных попыток создать суперсолдата 7 самых странных попыток создать суперсолдата

Поневоле начинаешь лучше относиться к своему сержанту!

Maxim
У спорта на рогах: 4 истории создания экстремальных фотографий У спорта на рогах: 4 истории создания экстремальных фотографий

Люди с камерой подчас рискуют ничуть не меньше, чем их модели. Как им удается

Maxim
Иммунитет Иммунитет

Роль иммунной системы

kiozk originals
В кадре и за кадром В кадре и за кадром

Женщины в кинопроизводстве уже давно не исключение

OK!
10 правил воспитания детей по Толстому 10 правил воспитания детей по Толстому

Как мы воспримем сегодня принципы воспитания и образования по Толстому?

Культура.РФ
12 самых бредовых фильмов про Россию. В порядке нарастания градуса клюквы 12 самых бредовых фильмов про Россию. В порядке нарастания градуса клюквы

Водка, балалайка и медведи — не самые худшие стереотипы о России в Голливуде

Maxim
Истории внутри нас Истории внутри нас

Истории о женском теле и здоровье от победительниц конкурса #ИсторииVнутриНас

Grazia
6 способов успокоить ревнивого партнера 6 способов успокоить ревнивого партнера

Как корректно проработать ревность в отношениях?

Psychologies
Путешествия во времени Путешествия во времени

Почему людям так хочется вернуться в прошлое и заглянуть в будущее?

kiozk originals
Красота по‑американски Красота по‑американски

Полина Пидцан экспериментирует с американским стилем

AD
“Юйту-2” узнал происхождение грунта на обратной стороне Луны “Юйту-2” узнал происхождение грунта на обратной стороне Луны

Открытия маленького робота “Юйту-2” могут изменить представления о Луне

Популярная механика
Одни и те же грабли: как перестать на них наступать Одни и те же грабли: как перестать на них наступать

Человека, который дважды не наступал на одни и те же грабли, не существует

Cosmopolitan
Как избавиться от замкнутости: 7 способов разрушить психологические барьеры Как избавиться от замкнутости: 7 способов разрушить психологические барьеры

Сейчас расскажем, как похоронить застенчивость и забыть про стеснительность

Playboy
Спроси маму Спроси маму

Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи?

kiozk originals
Назови меня Антуаном Дуанелем Назови меня Антуаном Дуанелем

О сериале главного современного специалиста по молодым и чувствительным

Weekend
Энергия Энергия

Руководство для начинающих

kiozk originals
Попутный ветер Попутный ветер

Прогулка на яхте обернулась для хозяев парижского особняка реставрацией

AD

Как изменилась жизнь известных ведущих новостей?

Cosmopolitan
Интервью создателя CoinKeeper: зачем привлёк инвестиции на выход в Европу и почему учёт финансов — не только для бедных Интервью создателя CoinKeeper: зачем привлёк инвестиции на выход в Европу и почему учёт финансов — не только для бедных

Как CoinKeeper иногда принимают за криптосервис?

VC.RU
Мама+баба Мама+баба

Что делать, если ребенок растет без отца, в окружении женщин?

Лиза
Правила жизни Тома Харди Правила жизни Тома Харди

Правила жизни английского актера Тома Харди

Esquire
Каким получился сериал Романа Волобуева «Просто представь, что мы знаем» Каким получился сериал Романа Волобуева «Просто представь, что мы знаем»

Кинокритик о сериале Романа Волобуева «Просто представь, что мы знаем»

РБК
«Гнездо» – настоящий фильм ужасов о том, как амбиции и ложь разрушают семью «Гнездо» – настоящий фильм ужасов о том, как амбиции и ложь разрушают семью

Чтобы заставить зрителя испугаться и переосмыслить ценности, не нужны привидения

GQ
Пришла и говорю Пришла и говорю

О режиссерках, сценаристках и продюсерках, которые делают наш кинематограф лучше

Tatler
Самоорганизация неупорядоченных цепочек внутри стекла сделала его твердым Самоорганизация неупорядоченных цепочек внутри стекла сделала его твердым

Физики показали, как и почему стекло становится твердым при охлаждении

N+1
«Быть реалистом — трудная задача» «Быть реалистом — трудная задача»

Писатель Алексей Иванов собрал в книгу разговоры с читателями

Огонёк
Дом отдыха Дом отдыха

Квартира в стиле уютной и респектабельной американская классика

SALON-Interior
Как побороть опухоль мозга и создать крупнейший инвестфонд в сфере выращивания морепродуктов Как побороть опухоль мозга и создать крупнейший инвестфонд в сфере выращивания морепродуктов

Сейчас в портфеле Эми Новогратц — 19 компаний, а на радаре — еще полторы тысячи

Forbes
Открыть в приложении