Темные начала: как Кристофер Нолан перевернул с ног на голову вселенную Бэтмена
3 сентября 2020 года в российский прокат выходит «Довод» Кристофера Нолана — самый ожидаемый фильм этого неспокойного года. Пока кинокритики сравнивают эту картину с другими фильмами режиссера, Даниил Леховицер по просьбе Esquire вдумчиво рассказывает о его бесспорном феномене — трилогии «Темный рыцарь». Почему она привела в кинотеатр даже тех, кто ненавидит фильмы по комиксам, и как Нолану удалось превратить Брюса Уэйна в сомнительного персонажа, а Джокера — в магнит для зрительских сердец и глаз, читайте ниже.
Чтобы кино вышло захватывающим, в 2000-х голливудские сценаристы пришли к простому выводу: главных, как правило, слегка идиотичных героев американского телевизора нужно как-то облагородить и снабдить содержательными репликами. Из относительно недавнего — заставь луизианского копа цитировать Шопенгауэра и рассуждать о теории суперструн, чтобы получить “Настоящий детектив”. Сегодня этот прием выглядит как немножечко выдохшееся вчерашнее шампанское, но справедливости ради: до Нолана такой супергероики с ее убийственной вдумчивостью не было.
Трилогия о Темном Рыцаре — это, конечно, попытка усесться за стол переговоров с жанром комикса со свойственным Нолану серьезным забралом и припрятанным в рукаве Джокером; а еще наглядная демонстрация, что даже из жанра-кидалта, которому вечно 12 лет, можно выжать что-то кроме красиво подсвеченных трицепсов и поединков на небоскребах. Бэтмен на протяжении всей истории редакции и переписывания персонажа так долго мариновался в своей бэт-пещере, что рано или поздно должен был феерично рвануть. Главное — подпустить к нему того, кто в этом поможет.
Человек-гора и довольно плоский персонаж, Брюс Уэйн стал куда объемнее в комиксах одаренных сценаристов вроде Фрэнка Миллера и Гранта Моррисона и (в сегодняшних сюжетах DC) Скотта Снайдера или Шона Мерфи. Во многом Нолан отталкивается именно от такой бэтменианы. Обсессиями и нервными тиками сумрачного миллиардера можно не один и не два года подкармливать какое-нибудь сообщество фрейдистов. Нолан, понятное дело, вписывает еще три-четыре симптома в медицинскую карту ходячего диагноза, использует их многообразие как повествовательный прием. Его Бэтмен — это супергерой с харизмой со знаком минус, эксцентричный нарцисс, большой ребенок на стероидах, разрываемый не всегда считываемым биполярным расстройством. И это,