Интервью с секретарем Ленинградского рок-клуба, где начался путь «Кино»

EsquireРепортаж

Ольга Слободская: «У КГБ к группе «Кино» всегда были вопросы»

Фото: Виктор Лаврешкин

Приглашенным редактором проекта, посвященного творчеству Виктора Цоя, стал музыкальный журналист Артемий Троицкий, который организовывал ранние концерты «Кино» и близко знал не только Цоя, но и других звезд того времени. По просьбе Esquire Троицкий поговорил с Ольгой Слободской — секретарем Ленинградского рок-клуба, где начался путь «Кино» к большой славе, — о рок-тусовке тех времен, агентах КГБ, следивших за группой, и о трагических похоронах Цоя, на которые приехали тысячи людей со всех уголков страны.

Когда и при каких обстоятельствах ты впервые услышала, что есть такая группа «Кино»?

Впервые я услышала записи «Кино» еще в школе, в 1983-м. Конечно, на официальной сцене тогда не было ничего подобного. Из каждого утюга звучали Толкунова, Лещенко, Кобзон и Антонов. «Кино» производили ошеломляющее впечатление на неокрепший школьный ум. Это была совершенно другая мелодика, совершенно другой текст.

Концерт «Кино» в рок-клубе. Ленинград, 19 февраля 1983 г. Фото: Дмитрий Конрадт

Собственно, когда ты впервые увидела Витю и группу «Кино»? Не испортило ли это впечатление от музыки или, напротив, укрепило?

Первый раз я увидела их компанию на выступлении «Поп-механики» (проект Сергея Курехина, в котором принимали участие музыканты из разных молодых ленинградских коллективов. — Esquire). Я помню их на сцене. Эти пляски Витины, его шаманские движения, танцы — это было прекрасно.

Выступление «Кино» в составе «Поп-механики». ДК Рижского института инженеров гражданской авиации, 15 апреля 1987 г. Фото: Николай Краснопевцев

Я думал, что ты в рок-клубе с 1983-го. То есть когда «Кино» туда принимали, ты еще там не работала?

Нет, я действительно при этом не присутствовала. Мне об этом рассказывали старшие товарищи спустя дцать лет. Тогда никто не увлекался воспоминаниями, ты просто живешь в рок-клубе, жизнь течет сама по себе, никто не задумывался о памятных датах и о том, что мы ходим и общаемся среди гениев.

Но я помню другое. В принципе, к «Кино» в Ленинграде до 1988 года часто было очень прохладное отношение со стороны публики. Не всегда они получали должную отдачу из зрительского зала. Только к 1988-му они превратились в звезд и собрали СКК (Спортивно-концертный комплекс им. Ленина в Ленинграде. — Esquire). В 1987-м, например, они играли на фестивале во Дворце молодежи «Группу крови», выдающуюся программу. Если найти запись в YouTube, то можно увидеть, что публика не особенно впечатлена, аплодисменты довольно вялые. А это большой зал, полторы тысячи мест. Похожая история была и в 1986 году на фестивале в ДК «Невский», где впервые прозвучала песня «Перемен!», между прочим. Их новогодний концерт в рок-клубе на Рубинштейна в 1986-м собрал всего ползала. Тогда был запрос на «ДДТ», на социальные песни, в лоб. И «Телевизор» тогда гремел — с песней «Твой папа — фашист». А что группа «Кино»? Новая волна, какие-то лирические песенки про любовь. По крайней мере, многим так тогда казалось.

Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов, Виктор Цой, Игорь Тихомиров — последний состав группы «Кино». Ленинградский СКК имени Ленина, 28 октября 1988 г. Фото: Виктор Лаврешкин

Довольно-таки удивительно твои слова сейчас для меня прозвучали. Я приезжал на концерты в рок-клуб в основном в фестивальные дни. Я прекрасно помню третий фестиваль на Рубинштейна, 1985-й год, где «Кино» выступили в высшей степени успешно и даже получили номинальное лауреатство за песню «Я объявляю свой дом безъядерной зоной».

Все правильно. Я не утверждаю, что так было на каждом концерте, нет. Они собирали и полные залы, публика могла принять их очень хорошо. Но на двух главных фестивалях (1986 и 1987 года) было какое-то неприятие. Почему? Я сама не знаю. У меня, правда, нет объяснения.

Концерт «Кино» в Ленинградском рок-клубе, 1985 г. Фото: Дмитрий Конрадт

Есть такое мнение, что к группе «Кино» многие музыканты, многие члены рок-клуба относились довольно прохладно. В частности, мне доподлинно известно, что «киношники» не любили «ДДТ», поскольку группа была старомодная, крестьянская, посконно-домотканая и т. д. Соответственно, Юра Шевчук, пролетарский поэт, не любил «Кино», поскольку считал их всех модниками, мажорами, а может, даже и пидорасами. Вот это точно.

Это правда.

Мне интересно, как относились к «Кино» другие? Какие химические реакции внутри рок-клуба происходили?

Я тебе скажу так. Тихомирова (бас-гитарист «Кино» в 1985–1990 годах. — Esquire) все уважали, потому что понимали, что он прекрасный музыкант. Он играл не только в «Кино», но и в «Джунглях», разбирался и в музыке, и в инструментах. К Игорю, что называется, вопросов не было. Вот Густава (Георгий Гурьянов, барабанщик «Кино». — Esquire) действительно не любили! Не потому даже, что он был человеком довольно закрытым, но потому, что он подчас вел себя довольно высокомерно по отношению к другим.

Джоанна Стингрей, Борис Гребенщиков, Виктор Цой. Фотосессия музыкантов, Ленинград, 1986 г. Joanna Stingray/Getty Images

Он, в принципе, денди, он высокомерен, с высоко поднятым носом.

Совершенно верно. Он был высокомерным, в первую очередь по отношению к коллегам. Он мог попросить барабаны на концерт и благополучно их порвать и никак это не компенсировать. Мало того что барабаны тогда стоили больших денег, их еще было довольно сложно достать. Их надо было именно «доставать»! А Густаву было все равно. Иногда он вообще делал это довольно демонстративно.

Я помню концерт «Кино» — мы тогда только получили чешскую барабанную установку и дрожали над ней, естественно. Вышел дикий спор: выставлять или не выставлять ее для «Кино». Наш завпост орал: «Увидите, чем закончится!» Закончилось тем, что Густав демонстративно, после окончания последней песни воткнул палочки в рабочий барабан. Я была в бешенстве. С Густавом было бесполезно разговаривать, ему действительно было наплевать. Я говорю: «Витя, ну твою мать, ну мы же просили по-человечески!» Поэтому многие, конечно, на Гурьянова злились.

Виктор Цой и Георгий Гурьянов. Ленинград, 21 июня 1984 г. Фото: Юрий Врацких

Кстати, если говорить о Густаве, согласна ли ты, что Цой перед ним благоговел?

Я думаю, что да. Юрик очень мягкий человек, он не очень хотел быть публичным. Чем меньше народу с ним общается, тем лучше. А Густав — да, конечно, привлекал внимание. Он действительно красивый парень. Ну, мельтешил потом там Африка (

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Искусство проливать кровь Искусство проливать кровь

Памяти Германа Нитча

Weekend
Другой Египет: средневековые мечети, живой Некрополь и марсианские пейзажи в стране фараонов Другой Египет: средневековые мечети, живой Некрополь и марсианские пейзажи в стране фараонов

Несколько веских причин вновь вернуться в Египет

Forbes
Гарри Поттеру пора читать другие книги, а Кэрри Брэдшоу — вернуться в реальность: Андрей Подшибякин — о буме реюнионов и манипуляции нашей ностальгией Гарри Поттеру пора читать другие книги, а Кэрри Брэдшоу — вернуться в реальность: Андрей Подшибякин — о буме реюнионов и манипуляции нашей ностальгией

Бесконечные ремейки и реюнионы напоминают встречу со старыми одноклассниками

Esquire
На северной стороне На северной стороне

Суровая кухня Норвегии — холодного края, под стать викингам и троллям

Лиза
«Я же говорила!»: как распознать мнимую уверенность «Я же говорила!»: как распознать мнимую уверенность

Все мы слышали фразы вроде «А ведь я предупреждал!»

Psychologies
Как горе влияет на наше физическое состояние Как горе влияет на наше физическое состояние

Горе охватывает не только разум, но и наше тело

Psychologies
Шесть лет споров: зачем Microsoft сделала Android-смартфон с двумя экранами в мире, где все устройства одинаковые Шесть лет споров: зачем Microsoft сделала Android-смартфон с двумя экранами в мире, где все устройства одинаковые

И что о Surface Duo говорят обозреватели

VC.RU
Влюбленная в фотографию Влюбленная в фотографию

Селебрити-фотограф Ольга Тупоногова-Волкова презентует персональную выставку WET

OK!
7 аргументов в пользу детских аудиокниг 7 аргументов в пользу детских аудиокниг

Насколько полезны или вредны аудиокниги для развивающейся детской психики

Psychologies
Икигай Икигай

Японские секреты долгой и счастливой жизни

kiozk originals
Кажется, революция Кажется, революция

Как захватить мир моды, не привлекая внимания санитаров?

Собака.ru
10 шокирующих суперспособностей у людей 10 шокирующих суперспособностей у людей

Некоторым из нас дарованы удивительные свойства

Популярная механика
7 вещей, которые нужно сделать в Сочи 7 вещей, которые нужно сделать в Сочи

Адлерский рынок, чайные плантации и еще 5 вещей, которые нужно увидеть в Сочи

Лиза
Стив Джобс Стив Джобс

Первая и единственная биография Стива Джобса

kiozk originals
Как не выглядеть «теткой» в офисе: 10 модных правил для делового гардероба Как не выглядеть «теткой» в офисе: 10 модных правил для делового гардероба

Сохраняем баланс между актуальными трендами и строгим дресс-кодом

Cosmopolitan
Шаровой смеситель: главное водопроводное изобретение Шаровой смеситель: главное водопроводное изобретение

Алекс Манукян подарил миру водопроводный кран, который открывается одной рукой

Популярная механика
Жизнь 3.0 Жизнь 3.0

Быть человеком в эпоху искусственного интеллекта

kiozk originals
Джентльмен-драйвер Джентльмен-драйвер

Интервью с бизнесменом, который выступает в Российской серии кольцевых гонок

Robb Report
«Внутренний рассказчик. Как наука о мозге помогает сочинять захватывающие истории» «Внутренний рассказчик. Как наука о мозге помогает сочинять захватывающие истории»

Фрагмент из книги «Внутренний рассказчик»

N+1
Нарциссы и созависимые: две стороны одной медали? Нарциссы и созависимые: две стороны одной медали?

Нарцисс и созависимый — крепкая пара

Psychologies
Каменный гвоздь Каменный гвоздь

Стремительное развитие городской среды чрезвычайно обогатило наш язык

Maxim
Зачем мы спим Зачем мы спим

Новая наука о сне и сновидениях

kiozk originals
Homo Deus Homo Deus

Краткая история будущего

kiozk originals
Зеркало для героя Зеркало для героя

«Американский жиголо» — фильм, ознаменовавший смену гендерных ролей

GQ
Что означают цифры на штрихкодах? Что означают цифры на штрихкодах?

Знай это, когда в следующий раз захочешь отсканировать агента из «Хитмана»

Maxim
Джон Леннон Джон Леннон

Правила жизни музыканта Джона Леннона

Esquire
Камера смотрит в миф Камера смотрит в миф

О фильме «Белым по белому», красивом исследовании природы геноцида и искусства

Weekend
Секс-символ и мать-кукушка: удивительная история актрисы Брижит Бардо Секс-символ и мать-кукушка: удивительная история актрисы Брижит Бардо

Вспоминаем самые интересные моменты биографии Брижит Бардо

Cosmopolitan
Чего я не знала, начиная бизнес: Ольга Зиновьева, Elementaree Чего я не знала, начиная бизнес: Ольга Зиновьева, Elementaree

Основательница Elementaree о своих ошибках и неожиданных решениях

Inc.
7 безумно дорогих покупок российских олигархов 7 безумно дорогих покупок российских олигархов

Иногда загадочная душа олигархов требует широких жестов и дорогостоящих покупок

Maxim
Открыть в приложении