Интервью с секретарем Ленинградского рок-клуба, где начался путь «Кино»

EsquireРепортаж

Ольга Слободская: «У КГБ к группе «Кино» всегда были вопросы»

Фото: Виктор Лаврешкин

Приглашенным редактором проекта, посвященного творчеству Виктора Цоя, стал музыкальный журналист Артемий Троицкий, который организовывал ранние концерты «Кино» и близко знал не только Цоя, но и других звезд того времени. По просьбе Esquire Троицкий поговорил с Ольгой Слободской — секретарем Ленинградского рок-клуба, где начался путь «Кино» к большой славе, — о рок-тусовке тех времен, агентах КГБ, следивших за группой, и о трагических похоронах Цоя, на которые приехали тысячи людей со всех уголков страны.

Когда и при каких обстоятельствах ты впервые услышала, что есть такая группа «Кино»?

Впервые я услышала записи «Кино» еще в школе, в 1983-м. Конечно, на официальной сцене тогда не было ничего подобного. Из каждого утюга звучали Толкунова, Лещенко, Кобзон и Антонов. «Кино» производили ошеломляющее впечатление на неокрепший школьный ум. Это была совершенно другая мелодика, совершенно другой текст.

Концерт «Кино» в рок-клубе. Ленинград, 19 февраля 1983 г. Фото: Дмитрий Конрадт

Собственно, когда ты впервые увидела Витю и группу «Кино»? Не испортило ли это впечатление от музыки или, напротив, укрепило?

Первый раз я увидела их компанию на выступлении «Поп-механики» (проект Сергея Курехина, в котором принимали участие музыканты из разных молодых ленинградских коллективов. — Esquire). Я помню их на сцене. Эти пляски Витины, его шаманские движения, танцы — это было прекрасно.

Выступление «Кино» в составе «Поп-механики». ДК Рижского института инженеров гражданской авиации, 15 апреля 1987 г. Фото: Николай Краснопевцев

Я думал, что ты в рок-клубе с 1983-го. То есть когда «Кино» туда принимали, ты еще там не работала?

Нет, я действительно при этом не присутствовала. Мне об этом рассказывали старшие товарищи спустя дцать лет. Тогда никто не увлекался воспоминаниями, ты просто живешь в рок-клубе, жизнь течет сама по себе, никто не задумывался о памятных датах и о том, что мы ходим и общаемся среди гениев.

Но я помню другое. В принципе, к «Кино» в Ленинграде до 1988 года часто было очень прохладное отношение со стороны публики. Не всегда они получали должную отдачу из зрительского зала. Только к 1988-му они превратились в звезд и собрали СКК (Спортивно-концертный комплекс им. Ленина в Ленинграде. — Esquire). В 1987-м, например, они играли на фестивале во Дворце молодежи «Группу крови», выдающуюся программу. Если найти запись в YouTube, то можно увидеть, что публика не особенно впечатлена, аплодисменты довольно вялые. А это большой зал, полторы тысячи мест. Похожая история была и в 1986 году на фестивале в ДК «Невский», где впервые прозвучала песня «Перемен!», между прочим. Их новогодний концерт в рок-клубе на Рубинштейна в 1986-м собрал всего ползала. Тогда был запрос на «ДДТ», на социальные песни, в лоб. И «Телевизор» тогда гремел — с песней «Твой папа — фашист». А что группа «Кино»? Новая волна, какие-то лирические песенки про любовь. По крайней мере, многим так тогда казалось.

Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов, Виктор Цой, Игорь Тихомиров — последний состав группы «Кино». Ленинградский СКК имени Ленина, 28 октября 1988 г. Фото: Виктор Лаврешкин

Довольно-таки удивительно твои слова сейчас для меня прозвучали. Я приезжал на концерты в рок-клуб в основном в фестивальные дни. Я прекрасно помню третий фестиваль на Рубинштейна, 1985-й год, где «Кино» выступили в высшей степени успешно и даже получили номинальное лауреатство за песню «Я объявляю свой дом безъядерной зоной».

Все правильно. Я не утверждаю, что так было на каждом концерте, нет. Они собирали и полные залы, публика могла принять их очень хорошо. Но на двух главных фестивалях (1986 и 1987 года) было какое-то неприятие. Почему? Я сама не знаю. У меня, правда, нет объяснения.

Концерт «Кино» в Ленинградском рок-клубе, 1985 г. Фото: Дмитрий Конрадт

Есть такое мнение, что к группе «Кино» многие музыканты, многие члены рок-клуба относились довольно прохладно. В частности, мне доподлинно известно, что «киношники» не любили «ДДТ», поскольку группа была старомодная, крестьянская, посконно-домотканая и т. д. Соответственно, Юра Шевчук, пролетарский поэт, не любил «Кино», поскольку считал их всех модниками, мажорами, а может, даже и пидорасами. Вот это точно.

Это правда.

Мне интересно, как относились к «Кино» другие? Какие химические реакции внутри рок-клуба происходили?

Я тебе скажу так. Тихомирова (бас-гитарист «Кино» в 1985–1990 годах. — Esquire) все уважали, потому что понимали, что он прекрасный музыкант. Он играл не только в «Кино», но и в «Джунглях», разбирался и в музыке, и в инструментах. К Игорю, что называется, вопросов не было. Вот Густава (Георгий Гурьянов, барабанщик «Кино». — Esquire) действительно не любили! Не потому даже, что он был человеком довольно закрытым, но потому, что он подчас вел себя довольно высокомерно по отношению к другим.

Джоанна Стингрей, Борис Гребенщиков, Виктор Цой. Фотосессия музыкантов, Ленинград, 1986 г. Joanna Stingray/Getty Images

Он, в принципе, денди, он высокомерен, с высоко поднятым носом.

Совершенно верно. Он был высокомерным, в первую очередь по отношению к коллегам. Он мог попросить барабаны на концерт и благополучно их порвать и никак это не компенсировать. Мало того что барабаны тогда стоили больших денег, их еще было довольно сложно достать. Их надо было именно «доставать»! А Густаву было все равно. Иногда он вообще делал это довольно демонстративно.

Я помню концерт «Кино» — мы тогда только получили чешскую барабанную установку и дрожали над ней, естественно. Вышел дикий спор: выставлять или не выставлять ее для «Кино». Наш завпост орал: «Увидите, чем закончится!» Закончилось тем, что Густав демонстративно, после окончания последней песни воткнул палочки в рабочий барабан. Я была в бешенстве. С Густавом было бесполезно разговаривать, ему действительно было наплевать. Я говорю: «Витя, ну твою мать, ну мы же просили по-человечески!» Поэтому многие, конечно, на Гурьянова злились.

Виктор Цой и Георгий Гурьянов. Ленинград, 21 июня 1984 г. Фото: Юрий Врацких

Кстати, если говорить о Густаве, согласна ли ты, что Цой перед ним благоговел?

Я думаю, что да. Юрик очень мягкий человек, он не очень хотел быть публичным. Чем меньше народу с ним общается, тем лучше. А Густав — да, конечно, привлекал внимание. Он действительно красивый парень. Ну, мельтешил потом там Африка (

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Первая it-girl и «восхитительное пустое место»: Эди Седжвик как икона стиля Первая it-girl и «восхитительное пустое место»: Эди Седжвик как икона стиля

Эди Седжвик — первый модный инфлюенсер середины шестидесятых

Правила жизни
Самку китовой акулы признали самой большой рыбой Самку китовой акулы признали самой большой рыбой

В среднем, длина тела самки китовой акулы может достигать 14,5 метра

N+1
Виктор Цой. 1984 – 1988 Виктор Цой. 1984 – 1988

«Кино» требует развития, и Цой собирает электрический квартет

Esquire
Срезаешь валики и кутикулу? 12 ошибок в домашнем маникюре, которые ты допускаешь Срезаешь валики и кутикулу? 12 ошибок в домашнем маникюре, которые ты допускаешь

Как правильно делать маникюр дома, чтобы результат не отличался от салонного

Cosmopolitan
Женщина, которую похитил серийный убийца, выжила и делится советами в TikTok Женщина, которую похитил серийный убийца, выжила и делится советами в TikTok

Пережившая насилие женщина ведет блог, вдохновляющий других людей

Cosmopolitan
Рашид Нугманов (режиссер «Иглы»): «Цой, безусловно, хотел бы быть глобальной звездой и мог бы ей стать» Рашид Нугманов (режиссер «Иглы»): «Цой, безусловно, хотел бы быть глобальной звездой и мог бы ей стать»

Рашид Нугманов о том, как снять культовое авангардное кино на советской студии

Esquire
Плыть по течению или бороться до конца? Рассуждает Алина Фаркаш Плыть по течению или бороться до конца? Рассуждает Алина Фаркаш

"Надо работать над собой" — такими установками нас уродуют с детства.

Cosmopolitan
Банки выдают карты подросткам. К чему готовиться родителям? Банки выдают карты подросткам. К чему готовиться родителям?

Количество банковских карт для подростков будет только расти

Forbes
Почему корпорации должны участвовать в образовательных процессах Почему корпорации должны участвовать в образовательных процессах

Должны ли корпорации самостоятельно решать проблему кадрового голода

СНОБ
Каменный гвоздь Каменный гвоздь

Стремительное развитие городской среды чрезвычайно обогатило наш язык

Maxim
Дневник принцессы Дневник принцессы

Из магазина нижнего белья на первые полосы — Эмма Коррин играет принцессу Диану

Vogue
Таймхакинг Таймхакинг

Как наука помогает нам делать все вовремя

kiozk originals
Еда и мозг Еда и мозг

Что углеводы делают со здоровьем, мышлением и памятью

kiozk originals
Русская планета: почему «Роскосмос» решил искать на Венере жизнь Русская планета: почему «Роскосмос» решил искать на Венере жизнь

На Венере обнаружены вещества, ассоциируемые с жизнью

Esquire
Богиня Голливуда и пакистанский принц: история любви Риты Хейворт и Али Хана Богиня Голливуда и пакистанский принц: история любви Риты Хейворт и Али Хана

Их роман в конце 40-х годов наделал немало шума и на Востоке, и на Западе

Cosmopolitan
Как зарождался Spotify Как зарождался Spotify

Отрывок из книги «Как Spotify подвинул Apple и изменил музыкальную индустрию»

СНОБ
Джоли — еще и режиссер! Знаменитые актеры, которые сами снимают фильмы Джоли — еще и режиссер! Знаменитые актеры, которые сами снимают фильмы

Некоторым актерам мало работы на площадке, они хотят руководить процессом

Cosmopolitan
Удобство, выгода и подводные камни: компании рассказывают о работе с самозанятыми Удобство, выгода и подводные камни: компании рассказывают о работе с самозанятыми

Как работать с самозанятыми специалистами и что нужно знать, нанимая их

Inc.
Деньги. Мастер игры Деньги. Мастер игры

7 простых шагов к финансовой свободе

kiozk originals
У спорта на рогах: 4 истории создания экстремальных фотографий У спорта на рогах: 4 истории создания экстремальных фотографий

Люди с камерой подчас рискуют ничуть не меньше, чем их модели. Как им удается

Maxim
Как подсознание работает на нас: 4 способа услышать его подсказки Как подсознание работает на нас: 4 способа услышать его подсказки

Что вы представляете, когда вам говорят о подсознании?

Psychologies
Нарциссы и созависимые: две стороны одной медали? Нарциссы и созависимые: две стороны одной медали?

Нарцисс и созависимый — крепкая пара

Psychologies
Критика чистого разума Критика чистого разума

Революционная классика философской мысли о пределах человеческого разума

kiozk originals
В сухом остатке В сухом остатке

Чтобы поскорее вернуть форму, адепты сухого голодания отказались даже от воды

Tatler

Как изменилась жизнь известных ведущих новостей?

Cosmopolitan
Холланд против Паттинсона: чей южный акцент в фильме «Дьявол всегда здесь» лучше? Холланд против Паттинсона: чей южный акцент в фильме «Дьявол всегда здесь» лучше?

Кто лучше справился со своей ролью в триллере «Дьявол всегда здесь»?

GQ
Шаровой смеситель: главное водопроводное изобретение Шаровой смеситель: главное водопроводное изобретение

Алекс Манукян подарил миру водопроводный кран, который открывается одной рукой

Популярная механика
Перевернутые кораблики отправили в плавание по левитирующему слою жидкости Перевернутые кораблики отправили в плавание по левитирующему слою жидкости

Что будет с объектами, если сила тяжести поменяет свое направление?

N+1
Моторизированный рюкзак облегчил ходьбу с грузом Моторизированный рюкзак облегчил ходьбу с грузом

Ходить с таким рюкзаком на 11 процентов легче, чем с обычным

N+1
Чем вредны бананы? Чем вредны бананы?

Углеродный след обычных вещей и процессов

kiozk originals
Открыть в приложении