Главное
Искусствовед из Петербурга Никита Андреев возродил утерянную в 1930-х технологию Фальконье — ручное производство стеклянных кирпичей, которые использовали и Ле Корбюзье, и архитектор Карл Шмидт для дома Фаберже на Большой Морской улице. Теперь это еще и ресайкл-проект: стекло для кирпичей переплавлено из использованных бутылок. Новыми Фальконье уже отреставрированы фасадные окна доходного дома в Басковом переулке, которые КГИОП признал предметом охраны. Рассказываем, как бывший руфер и краевед (и любимый консультант редакции «Собака.ru» по самым экстремальным и заброшенным локациям для съемок!) вернул забытое ремесло.
«Стеклянные кирпичи Фальконье — это первые стеклопакеты. Только еще и красивые»
В вашей мастерской на Петроградской стороне вручную выдувают стеклянные кирпичи, придуманные архитектором Густавом Фальконье в 1880-х. Зачем вы взялись за возрождение этого трудоемкого ремесла? Кирпич из стекла — звучит как-то подозрительно, особенно для местного климата.
Как раз для Петербурга это отличный строительный материал. Помимо эстетики такие кирпичи пропускают много света, что необходимо, например, зимой. В начале ХХ века в России Фальконье использовали повсюду: на фасадах и в интерьерах, в окнах и перегородках, в декоративных панно и эркерах, особенно после того, как патент купили местные стекольные заводы. Внутри эти кирпичи полые, отчего очень легкие и прекрасно сохраняют тепло: по сути, это первые стеклопакеты, которые к тому же в огне не горят и в воде не тонут, то есть с антипожарными и влагонепроницаемыми свойствами. Главное — своевременно их реставрировать. Фальконье могут быть частью фасада или зимним садом. Множество таких примеров я увидел на выставке «Мечта архитектора. Стеклянный кирпич Фальконье», куда специально поехал в швейцарский город Ньон, где Густав родился и похоронен. На этой небольшой, можно сказать, краеведческой, но тщательно сделанной экспозиции со множеством архивов и образцов мне и пришла в голову идея восстановить эту утраченную в 1930-х стеклодувную формулу.
Дальше все сошлось: директор московского Музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачева, впечатленная той же выставкой, загорелась мыслью сделать во флигеле «Руина» выставочный проект «Фальконье. Архитектура света» — он будет показан весной 2023 года. В России невероятным образом сохранились церкви, доходные дома, особняки и общественные здания с этими стеклянными кирпичами, но использовать для проекта немногочисленные оригиналы нам показалось рискованно: сокуратор Анна Кистанова задумала часть проемов заполнить стеклянными кирпичами Фальконье в деле: процесс сборки фасадного окна в доходном доме эпохи модерна в Басковом переулке под присмотром КГИОП разных моделей и цветов с учетом естественного освещения и искусственного музейного света. Меня пригласили стать сокуратором выставки, и мы решили попробовать восстановить оригинальную формулу и сделать новые образцы вместе — полторы тысячи кирпичей для монтажа было просто неоткуда больше взять. Этим я и занялся.
Купили печи? Нашли стеклодувов? Как в наши дни возрождают утерянные ремесла?
Я начал прорабатывать разные возможности: отправился к компаниям, которые занимаются стеклом (стекло не поддается реставрации, только склеиванию или воссозданию) — во всех местах мне озвучили внушительную стоимость и не давали гарантии. Нашел готовые примеры: кирпичи были с нечетким рисунком и неправильных пропорций. Тогда я обратился к Ивану Петровичу Козицыну, автору множества патентов в области стеклоделия, преподавателю технологии материалов в Академии Штиглица и Политехническом университете. Он такой современный Кулибин: экспериментирует со стеклом, керамикой и металлом, активно внедряет 3D-технологии, строит печи под разные технологические задачи. Однажды ему принесли разбитую полуметровую двуцветную скульптуру Daum из Музея стекла и хрусталя и попросили: «Сделайте копию!» Через пару месяцев она была готова. Еще он смог найти принцип, как воспроизвести диатрету — древнеримский сосуд-лампаду столь сложной формы, что непостижимо, как это могло быть сделано в I–IV веке н. э., с использованием при этом доступных тогда технологий, например, объемного моллирования в форму.