Периферийное зрение
Для Карины Бесолти, уроженки Северной Осетии и ученицы Виктора Рыжакова, театр — это прежде всего место восстановления справедливости, где невидимые люди могут стать видимыми. Бесолти в своих работах отстаивает частного человека и его голос.
«Дилфизо и Донада» в казахоязычном алматинском ТЮЗ им. Габита Мусрепова — первая работа молодой режиссерки Карины Бесолти за пределами России — начинается еще до того, как зрители заходят в зал. Этот минималистичный спектакль играют в бывшем подсобном помещении под крышей. Чтобы туда попасть, нужно пройти через роскошное театральное фойе, мимо дверей партера, а потом подняться по невзрачной служебной лестнице. Этот путь — пролог к спектаклю: зритель как бы заглядывает за парадный фасад культуры, чтобы исследовать ее изнанку.
Пьеса местной театральной писательницы и журналистки Ольги Малышевой рассказывает о двух женщинах с похожими судьбами (несбывшиеся детские мечты, ранний договорной брак, разлука с мужем, короткая трудная жизнь матери-одиночки), которых разделяет несколько столетий: Дилфизо — современная таджичка, Донада — средневековая шотландка. Ее родовое имя Малышева держит в тайне до самого финала: на самом деле это леди Макдуф, второстепенная героиня шекспировского «Макбета». Собственно, и пьеса, и спектакль — о «второстепенных» героинях, которыми культура до последнего времени занималась минимально: домохозяйках, матерях, невидимых жертвах патриархата.
Периферия — важное слово в работе Бесолти. Периферия империи, периферия культуры, социальная периферия: все это — предмет ее художественного интереса. Ее герой (чаще героиня) — некто, несправедливо обделенный вниманием.
Карина Бесолти родилась и выросла в Северной Осетии. «В юности у меня были сложные отношения с национальной идентичностью, — вспоминает она. — Когда я переехала из маленького города во Владикавказ, я стеснялась говорить по-осетински, там это было не круто». Сегодня Бесолти называет себя осетинской режиссеркой и задумывается о том, чтобы начать писать художественные тексты по-осетински. «Эта тема болит, — признается она. — Я уехала, я и не там, и не здесь. Как воздушный шарик».
Во Владикавказе Бесолти продюсировала несколько театральных проектов — например, первый в Северной Осетии документальный спектакль «Братья» (2017) о владикавказских подростках в постановке Никиты Бетехтина. «К нам пришли подростки и их родители, которые в театр обычно не ходят, — вспоминает Бесолти. — Была острая дискуссия. Родители не верили, что это про их детей. Думаю, это был самый важный результат, которого я достигла в своих продюсерских проектах».