Искусствовед Сергей Попов — о диктате денег в современном арт-мире

СНОБКультура

Неподкупное содержание

Текст: Юля Крюкова. Фото: Марго Кирилина

Галерее современного искусства pop/off/art Сергея Попова в этом году исполняется 20 лет. За это время она закрепила за собой флагманские позиции на актуальной арт-сцене, а в 2023 году обзавелась филиалом для расширения работы с наследием классиков российского искусства. «Сноб» поговорил с основателем галереи, искусствоведом Сергеем Поповым о диктате денег в современном арт-мире, инерции массового вкуса и поисках бессмертия в искусстве и за его пределами.

Вы галерист с профессиональным искусствоведческим образованием. Ранее вы говорили, что для успешного ведения бизнеса в сфере современного искусства оно не имеет принципиального значения. Ваша позиция не изменилась?

Скорее всего, я кокетничал и говорил именно в контексте западного рынка — искусствоведческие познания там не обязательны: европейские галеристы растут в правильной среде и могут целиком сосредоточиться на управлении бизнес-процессами, а искусствоведов просто нанять. В России все иначе. В глобальном смысле для нас этот бизнес новый, соответствующей для его полноценного развития среды никогда не было. Галерея pop/off/art была основана 20 лет назад: я зашел в бизнес, когда искусствоведческие знания были принципиальны, и они мне помогли. Сейчас обходиться без этого в бизнесе проще, потому что появилось больше общепризнанных авторитетных имен, которым найдется не так много альтернатив. Список таких художников будут возглавлять Эрик Булатов, Илья Кабаков, Иван Чуйков, Михаил Рогинский. Бизнес-процессы на российском рынке все еще обязательно должны базироваться на искусствоведческой основе — это поможет избежать ошибок.

Наша страна испытывает огромные проблемы с корректным восприятием истории искусства. В России люди воспитываются даже не на картинах Шишкина и Айвазовского, а на салонной живописи типа Юлия Клевера или соцреализме как приоритетных для покупки работах. Это влияет на рынок: большинство его участников не учится видеть флагманов искусства, вкус остается «подвешенным». Сомневающихся много. Речь не только о новых коллекционерах, но и о людях на уровне директоров региональных музеев. Профессионалов, которые являются «инстанцией вкуса», в том числе искусствоведов, никто не слушает. Приходится тратить много усилий, чтобы доказать: экспертность является принципиальной, смыслообразующей для рынка.

Обозначенные вами проблемы касаются только России или можно провести параллели в разрезе международного опыта?

Наш набор проблем похож на ситуацию в Восточной Европе, с которой мы переживали аналогичные общественно-политические процессы. Тот же дефицит экспертности, обстоятельства «разорванной» истории искусства переживают и молодые рынки глобального Юга, в первую очередь Индии, Китая, арабских стран.

На европейском рынке, передовом в сфере искусства, царит абсолютная власть экспертизы. Мы понимаем, за счет чего она складывалась: музейной культуре в Европе несколько сотен лет. В этом плане, казалось бы, мы Европе не уступаем. Музеи изымают из рынка культурные объекты, возвышают их над всем остальным и тем самым создают ориентиры. Как раз здесь самая большая проблема: музеи у нас есть, но что туда попадало на протяжении XX века, вызывает большой вопрос. Если представлять историю искусства XX века в общих чертах — у нее модернистская сердцевина. То, чем занималась Третьяковская галерея и остальные наши музеи в период Советского Союза, это откровенно антимодернистские стратегии. Вторая часть проблемы — кризис авторитетной легитимной критики, которую нам так и не удалось наработать. Когда критика коррумпирована и некомпетентна, разрушается система, позволяющая отделять важное от второстепенного. В начале нулевых эти процессы в нашей стране вы страивались намного лучше, чем сейчас.

Вы сказали, что сейчас мнение профессиональных искусствоведов не всегда приоритетно. В таком случае что в большей степени влияет на рыночные процессы?

Арт-рынок многие вопросы стал решать деньгами. Это можно наблюдать не только в России. Если работы какого-то вторичного художника хорошо продаются, рынок вынужден с этим считаться. Возьмем, например, Анну Вейант, которую продвигает влиятельнейшая галерея Gagosian — совершенно очевидно, что этой фигуры в принципе не должно быть на территории современного искусства. Популярность художницы зашкаливает за счет вложенных в нее финансов, и мнение искусствоведов становится неважным. Другой хороший пример — арт-рынок Китая. Там много наглых, рукастых, но совершенно бессмысленных с какой-то контекстной точки зрения художников, абсорбирующих большие деньги на рынке, что позволяет им становиться влиятельными фигурами. Сам китайский рынок в мировом масштабе продвигает много вторичных трендов, которые за счет гигантского объема влитого в них капитала устанавливают какое-то свое управление. В этом отчасти можно упрекнуть и американский рынок: на нем тоже есть диктат денег, но все же власть экспертизы там гораздо сильнее.

Если подводить под этим какой-то итог, я поделил бы искусство и культуру в целом на более коммерческую и более неподкупную с точки зрения содержания. В мире, в том числе и в России, идет борьба между этими полюсами. В искусстве можно обозначить это противостояние в глобальном рынке на уровне, скажем, с одной стороны, Герхарда Рихтера и Дэвида Хокни, с другой стороны — Джеффа Кунса и Дэмиена Херста. Последних я вполне уважаю, они как раз идеально выражают тренд на коммерциализацию и программно заявленную вторичность — эффектную визуальность, за которой следуют большие коллекционеры. Я бы предпочел, чтобы на «вершине Олимпа» были другие художники, но кто я такой, чтобы противостоять гигантскому количеству денег, вливаемых в коммерциализированных художников за счет рекламной индустрии на протяжении 30–40 лет?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Полёт Орла Полёт Орла

Пресса вообще ничего не писала о высадке Наполеона Бонапарта — из-за цензуры

Дилетант
Секреты Софи Секреты Софи

Правила ухода со собой легендарной актрисы Софи Лорен

Лиза
Герберт Уэллс Герберт Уэллс

Уэллс всю жизнь пытался понять главные алгоритмы человеческой психологии

Дилетант
Филипп Чижевский: Человек без специального образования зачастую воспринимает музыку острее, чем искушенный слушатель Филипп Чижевский: Человек без специального образования зачастую воспринимает музыку острее, чем искушенный слушатель

Дирижер Филипп Чижевский — о музыке, путешествиях и эмоциях

СНОБ
Бег – не просто занятия Бег – не просто занятия

Как и в чём им помогают беговые тренировки: советы новичкам

Здоровье
Россияне полюбили избинг. Почему отдых в сельских домиках так нравится молодежи? Россияне полюбили избинг. Почему отдых в сельских домиках так нравится молодежи?

Что такое избинг и почему молодых людей привлекает загородный отдых

Psychologies
Глава Дагестана Сергей Меликов — Forbes: «Здесь всегда будут свои отношения» Глава Дагестана Сергей Меликов — Forbes: «Здесь всегда будут свои отношения»

Чем отличается дагестанская история имама Шамиля от общепринятой версии?

Forbes
Коты — это жидкость: как этим пушистым животным удается пролезать сквозь узкие щели? Коты — это жидкость: как этим пушистым животным удается пролезать сквозь узкие щели?

Как кошки могут пролезать сквозь узкие щели?

ТехИнсайдер
Ученые впервые изучили состав породы с обратной стороны Луны Ученые впервые изучили состав породы с обратной стороны Луны

О чем могут рассказать базальтовые породы с дальней стороны Луны

ТехИнсайдер
Французские и русские Сент-Илеры Французские и русские Сент-Илеры

Чем знамениты русские представители фамилии Сент-Илеров

Наука и техника
«Я сегодня смеюсь над собой... Мне так хочется счастья и ласки...» «Я сегодня смеюсь над собой... Мне так хочется счастья и ласки...»

Имя Александра Вертинского известно каждому в нашей стране, да и за рубежом

Караван историй
Сто дорог Тольятти Сто дорог Тольятти

Путешествие по современному городу с итальянским названием — Тольятти

Отдых в России
«Холли»: драма о девочке со сверхспособностями, одиночестве и жажде признания «Холли»: драма о девочке со сверхспособностями, одиночестве и жажде признания

«Холли» — нетривиальная драма взросления с мистическим уклоном

Forbes
Бюджетные игровые ноутбуки: топ-6 лучших Бюджетные игровые ноутбуки: топ-6 лучших

Игровые ноутбуки, которые не разорят ваш бюджет

CHIP
Леонардо Ди Каприо, Люк Бессон и Марион Котийяр: как звезды пытаются спасти планету Леонардо Ди Каприо, Люк Бессон и Марион Котийяр: как звезды пытаются спасти планету

Почему Леонардо Ди Каприо и другие звезды занялись защитой планеты?

Forbes
Домашняя роскошь Домашняя роскошь

Тонкий баланс между уютом и роскошью — золото, натуральные материалы

SALON-Interior
Много вопросов, мало ответов: почему тесты на определение профессии не работают Много вопросов, мало ответов: почему тесты на определение профессии не работают

Кем быть? Как найти дело, которое не только нравится, но и приносит деньги?

Forbes
Кто такой пополамщик: 7 причин такого поведения со стороны мужчины Кто такой пополамщик: 7 причин такого поведения со стороны мужчины

Кто такой пополамщик и почему мужчины придерживаются такой модели поведения

Psychologies
6 способов защитить себя от Альцгеймера: правила жизни после 60 лет 6 способов защитить себя от Альцгеймера: правила жизни после 60 лет

Какие меры помогают сохранять себя в здравом уме и трезвой памяти?

Psychologies
«Последние короли Шанхая»: как еврейские династии помогали строить современный Китай «Последние короли Шанхая»: как еврейские династии помогали строить современный Китай

Глава из книги «Последние короли Шанхая»: о последствиях Первой опиумной войны

Forbes
«Ромул», «Прометей», «Завет» и другие фильмы про Чужих — от худшего к лучшему «Ромул», «Прометей», «Завет» и другие фильмы про Чужих — от худшего к лучшему

Лучшие и худшие фильмы о жутких и опасных ксеноморфах

Правила жизни
Как самый большой парусник мира погиб в пятницу, 13: странное крушение Thomas W. Lawson Как самый большой парусник мира погиб в пятницу, 13: странное крушение Thomas W. Lawson

Для огромной семимачтовой шхуны в тот день все пошло наперекосяк

ТехИнсайдер
Что такое мукбанг и почему людям нравится смотреть, как едят другие Что такое мукбанг и почему людям нравится смотреть, как едят другие

Почему одним людям мукбанг нравится, а других раздражает?

Psychologies
Сиу-фактор: как Криштиану сделал своим командный жест «Реала» Сиу-фактор: как Криштиану сделал своим командный жест «Реала»

Как Криштиану Роналду искал свой фирменный стиль?

Forbes
14 октября в Киришах 14 октября в Киришах

Больше двух лет я работал на этой стройке диспетчером СМУ-58 стройтреста 46...

Дилетант
«Я всегда старалась успевать жить» «Я всегда старалась успевать жить»

Серии «Комбинации», где Анастасия Уколова исполняет одну из главных ролей

OK!
Почему даже опытного предпринимателя легко обмануть и можно ли с этим бороться Почему даже опытного предпринимателя легко обмануть и можно ли с этим бороться

Почему люкс загоняет нас в психологическую ловушку?

Forbes
Как в России жили, спивались и умирали слоны Как в России жили, спивались и умирали слоны

Трагические истории слонов, которых дарили персидские правители российским царям

СНОБ
На приеме у психолога Аристокла: проблемы человека XXI века глазами древних греков На приеме у психолога Аристокла: проблемы человека XXI века глазами древних греков

Историо-Терапия: можно ли в прошлом найти ответы на непростые вопросы?

Psychologies
Удержать лицо Удержать лицо

Какие лифтинг-методики сегодня реально работают

Добрые советы
Открыть в приложении