Читаем
Мотив дороги и странствий для мировой литературы, без сомнения, один из ключевых. Пока герой совершает путешествие из пункта А в пункт Б, он непременно меняется, а вместе с ним — и читатель. Это может быть долгий, как странствие Одиссея, путь домой или трудная дорога к цели. Путешествие может быть настоящим — из Петербурга в Москву — или метафорическим, давно желаемым и спонтанным, судьбоносным или роковым, как поездка на Восточном экспрессе. В дороге писатель может, как Керуак, искать Бога, а обрести всемирную славу, или, как Гоголь, задаваться вопросом, куда несется бойкая необгонимая тройка — Русь. Читателю же дорога обещает откровения попутчиков и возможность разгадать чужие тайны. Главное — взять с собой хорошую книгу и остерегаться незнакомцев в поезде.
Екатерина Манойло: «Ветер уносит мертвые листья»
Издательство «Альпина.Проза»
Автомобильная история, редкий для современной отечественной литературы жанр роуд-муви. Две сестры, младшая Изи (Луиза) и старшая Нюкта (Аня, Анютка), едут в стареньком отцовом «лексусе» в центр помощи жертвам насилия. Нюкта забирает Изи из школы со словами «Я его убила». Речь об отце, которого эмоциональная младшая сестренка давно мечтает убить, чтобы отомстить за то, как он обращается со старшей сестрой. На деле же удивительно похожая на сбежавшую мать Нюкта замахнуться на отца ножом не смогла, но, испугавшись, что в сестре-подростке слишком много ненависти, решила увезти их обеих туда, где им помогут. Ярко заявившая о себе романом «Отец смотрит на Запад» молодая писательница Екатерина Манойло свой второй роман делает стремительным и динамичным и, как тот самый ветер из заглавия, гонит своих персонажей прочь от ужаса окружающей действительности. Но мы-то знаем, что шоссе только в волшебных историях оказывается дорогой, вымощенной желтым кирпичом, а в современной прозе все чаще — дорогой в никуда. Изи и Нюкте придется вернуться, сойти с дороги и признать — но не смириться — несовершенство этого мира.
Яна Вагнер: «Тоннель»
Издательство «Редакция Елены Шубиной»
Жарким июльским воскресным вечером в автомобильном тоннеле под Москвой-рекой закономерно образовалась пробка. Ну конечно, дачники до последнего тянули, ждали, пока хоть чуть-чуть спадет жара, и, полив на ночь огурцы, отправились в город; молодежь допоздна валялась на пляже, но смирилась с тем, что пора на работу, фуры и газели поехали в разрешенные часы — словом, все так хотели проехать без пробок, что встали наглухо. Но довольно быстро выяснилось, что «наглухо» — это не фигура речи: четырехкилометровый тоннель заперт невесть откуда взявшимися дверьми и тяжеленными решетками. А под решеткой лежит не успевший проскочить юный мальчик из «Фольксвагена», и помочь ему некому, как и всем им — тем, кто застрял в этом тоннеле, где под толщей воды нет ни связи, ни радио. Через несколько часов и водителю «газели», и нимфе из кабриолета, и маленькому стоматологу из «тойоты», и мужику из «уаза», и красивой даме из «порше» — нескольким сотням человек будет казаться, что мира за пределами тоннеля не осталось, только странно устроенный и плохо управляемый хаос внутри. Яна Вагнер — прозаик, автор антиутопий-бестселлеров «Вонгозеро» (по которому снят нашумевший сериал «Эпидемия») и «Живые люди», а также детектива «Кто не спрятался», на этот раз написала герметичный триллер и показала