Маршал советской комедии: путь Леонида Гайдая к эталону юмористического фильма

Правила жизниСобытия

Кино

Маршал советской комедии: путь Леонида Гайдая к эталону юмористического фильма

Записал Ренат Газизов

Фильмы Леонида Гайдая обладают тем самым качеством, которого сегодня пытаются достичь многие шоураннеры потоковых сервисов. Комедии советского режиссера можно пересматривать каждый год. Персонажи, цитаты и песни из его фильмов неотделимы от нашего культурного кода. Каждый Новый год федеральные каналы устраивают гайдаевский киномарафон, который неизменно собирает у экранов людей разных поколений.

Гайдай стал популярен в 1960–70-е годы благодаря своим кассовым хитам, которые посмотрели более 200 миллионов зрителей в СССР. Но были в его фильмографии картины, которые не получили такого успеха или прошли почти незаметно. «Правила жизни» публикуют гид по самым известным и малознакомым фильмам Леонида Гайдая.

«Долгий путь»

1956

Историческая драма о любви станционного смотрителя и политзаключенной стала первым художественным фильмом Гайдая, в котором он дебютировал вместе с опытным режиссером Валентином Невзоровым. Сюжет основан на рассказах писателя Владимира Короленко «Ат-Даван» и «Чудная». На отдаленной якутской станции, где купцы меняют лошадей для дальнейшего путешествия, судьба вновь сводит станционного смотрителя Василия Кругликова и его бывшую возлюбленную Раису Федосееву, которую арестовали по политической статье и этапируют в ссылку.

Несмотря на тяжелый характер фильма Гайдаю удалось даже в этой драме придать героям особую иронию, которая в дальнейшем станет отличительной чертой всех его персонажей. После выхода «Долгого пути» на 33-летнего дебютанта обратил внимание выдающийся советский режиссер Михаил Ромм. Он посоветовал Гайдаю выбрать направление комедии и снимать фильмы исключительно в юмористическом ключе.

«Трижды воскресший»

1960

Историческая драма о буксирном пароходе «Орленок», который участвовал в знаковых событиях советской истории, поставлена Гайдаем по пьесе Александра Галича «Пароход зовут «Орленок». В гражданскую войну на пароходе ходили комсомольцы, в годы Великой Отечественной войны на нем перевозили раненых, а в начале 1960-х на борту «Орленка» открылся пионерский музей. Чтобы помочь двум девушкам довезти подарки строителям Комсомольской ГЭС, пионеры восстанавливают буксир, и все вместе отправляются в плавание.

Предыдущий фильм Гайдая, «Жених с того света», чиновники зацензурили и превратили в короткометражку, а самого режиссера хотели отстранить от работы. Однако директор «Мосфильма» Иван Пырьев уговорил Гайдая снять «Орленка», чтобы сгладить сложные отношения с цензорами. Режиссер поддался на уговоры, но снимал без интереса, понимая, что это отчасти политическая агитка. Хотя Гайдай и попытался добавить в драму свою фирменную иронию, чтобы высмеять определенные недостатки советской жизни, это не спасло фильм от провала в прокате. Тем не менее это был важный момент для самого Гайдая. Без этой неудачи не случились бы его поездка к родителям в Иркутск и новый виток вдохновения для съемок короткометражки с легендарной троицей – Никулиным, Вициным и Моргуновым.

«Пес Барбос и необычный кросс»

1961

Прочитав фельетон Степана Олейника «Пес Барбос», Гайдай загорелся идеей снять короткометражный фильм о трех браконьерах, которые отправились со своим псом на рыбалку с динамитом. Режиссер сам написал сценарий, придумал имена героям и выбрал форму – комедийную пантомиму в духе американского немого кино. Гайдай был поклонником Чарли Чаплина, Бастера Китона, Гарри Ллойда и Макса Линдера – их фильмы часто показывали в советских кинотеатрах.

Именно поэтому в короткометражке так много приемов из фильмов этих мэтров: рапида, визуальные и звуковые гэги, отсутствие диалогов. Если бы Гайдай оставил весь отснятый материал, «Пес Барбос» мог бы быть получасовым. Многие трюки впоследствии попали в следующую историю о «Самогонщиках». Сразу после премьеры на Московском кинофестивале в 1961 году «Пес Барбос и необычный кросс» стал невероятно популярным. Короткометражку Гайдая закупили более ста стран мира, а на Каннском кинофестивале даже номинировали на «Золотую пальмовую ветвь».

«Деловые люди»

1962

Будучи поклонником голливудских фильмов, Гайдай обращал внимание не только на комедии, но и на вестерны, поэтому он позаимствовал этот жанр для идеи нового фильма. Чтобы оправдать подобный выбор перед художественным советом, режиссер сравнил бандитов с капиталистами: дескать, жажда наживы у них такая же, поэтому они не остановятся ни перед чем – даже убийством. Сравнение чиновникам понравилось, и съемкам дали зеленый свет.

«Деловые люди» – это антология из трех новелл, которые основаны на рассказах американского писателя О. Генри и предлагают довольно характерные для Дикого Запада сюжеты: ограбление поезда, кражу драгоценностей и похищение с целью выкупа. Премьера фильма состоялась в канун 100-летнего юбилея писателя и прошла с огромным успехом. По всей стране «Деловых людей» посмотрели более 20 миллионов зрителей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Антидворянец: «Вилла Родэ» Антидворянец: «Вилла Родэ»

Предлагаем вниманию читателя самые свежие слухи и сплетни столетней давности

Правила жизни
В центре мира В центре мира

Как ощущается Венеция и есть ли в венецианских буднях время для праздника

Seasons of life
Маски шоу Маски шоу

XX век прошел под знаком карикатуры – она была мощным идеологическим оружием

Правила жизни
Крабле-бумс Крабле-бумс

Вся правда о крабовых палочках

Лиза
Геннадий Хазанов Геннадий Хазанов

Геннадий Хазанов, артист эстрады, театра и кино, телеведущий, Москва, 77 лет

Правила жизни
«Один на один с малышом»: как общественное осуждение разлучало соло-матерей с детьми «Один на один с малышом»: как общественное осуждение разлучало соло-матерей с детьми

Отрывок из «Книги украденных детей» Джуди Кристи и Лизы Уингейт

Forbes
Дорого внимание Дорого внимание

Ольга Карпуть разбирается, действительно ли юмор продает

Правила жизни
В поисках альтернативы В поисках альтернативы

Нередко самая вкусная еда, одновременно является самой вредной. Как быть?

Лиза
Бритни Спирс Бритни Спирс

Правила жизни Бритни Спирс

Esquire
Лето в тропиках Лето в тропиках

Небольшая студия в морских оттенках, располагающая к отдыху

Идеи Вашего Дома
Экю, пистоли, ливры… Экю, пистоли, ливры…

Давайте же разберёмся, что такое ливр, экю, пистоль и более поздний луидор

Дилетант
Он у меня не подарок Он у меня не подарок

Если мужчина преподносит поющую корову, вместо того чтобы изучить твой вишлист

VOICE
По тайбэйскому времени По тайбэйскому времени

Цикл писем, написанных молодой девушкой из далекого Тайваня в Россию

Правила жизни
Светлана Землякова: «Иногда мне важнее, чтобы люди узнали об этом тексте» Светлана Землякова: «Иногда мне важнее, чтобы люди узнали об этом тексте»

Светлана Землякова — о том, как она создает свои спектакли

Монокль
Орбитальные группировки навигационных спутников Орбитальные группировки навигационных спутников

Какие существуют спутниковые навигационные системы и из чего они состоят

Зеркало Мира
Парк развлечений Парк развлечений

Александр Борода том, как устроен один из лучших частных музеев столицы

Robb Report
Ничего обнадеживающего: как народные сказки учат нас терпеть абьюз Ничего обнадеживающего: как народные сказки учат нас терпеть абьюз

Отрывок из книги «Архетипы в русских сказках»

Forbes
«75% гостей — женщины»: ресторатор Ксения Механик о гастроиндустрии и стереотипах «75% гостей — женщины»: ресторатор Ксения Механик о гастроиндустрии и стереотипах

Ресторатор Ксения Механик — почему гендерные предрассудки мешают всем

Forbes
Губительная зацикленность на ипотеке Губительная зацикленность на ипотеке

Льготная ипотека привела к резкому удорожанию жилья и усилила дисбалансы

Монокль
Дело о тестостероне Дело о тестостероне

Экзогенный тестостерон — способ оставаться молодым или источник проблем?

Здоровье
Milana Star: «Мой кумир — Майкл Джексон» Milana Star: «Мой кумир — Майкл Джексон»

Милане Star всего тринадцать лет, однако она может дать фору многим артистам

ЖАРА Magazine
Татарское гостеприимство Татарское гостеприимство

Казань – город с тысячелетней историей и настоящим чак-чаком

Лиза
Александр Крайнов: «Нейросеть не заменит людей в общении, размышлении и умении договариваться» Александр Крайнов: «Нейросеть не заменит людей в общении, размышлении и умении договариваться»

Как нейросети повлияют на профессии и когда они станут привычным инструментом

РБК
Рост есть. Рост будет! Рост есть. Рост будет!

Российская промышленность росла и инвестировала в этом году сумасшедшими темпами

Монокль
Как подобрать правильно вклад и не ошибиться? Как подобрать правильно вклад и не ошибиться?

С повышением ключевой ставки Банком России ставки по вкладам поползли вверх

Наука и техника
Памяти автора «Бандитского Петербурга»: в чем секрет успеха сериалов о 1990-х Памяти автора «Бандитского Петербурга»: в чем секрет успеха сериалов о 1990-х

Чем был знаменит Андрей Константинов и как он создавал «Бандитский Петербург»

Psychologies
А вы испытывали осознанные сны? В будущем маска для сна позволит контролировать сновидения! А вы испытывали осознанные сны? В будущем маска для сна позволит контролировать сновидения!

Головной убор «Halo» сможет вызывать состояние осознанного сна

ТехИнсайдер
Змеи, лютичи и диадемы Змеи, лютичи и диадемы

Культуролог и фольклорист Александра Баркова про разные новогодние традиции

Seasons of life
Стальной путь Стальной путь

Мелькают окна вагонов, мелькают кадры фильмов

Знание – сила
Игра в имитацию Игра в имитацию

Македонский писатель Венко Андоновский об имитации жизни

Grazia
Открыть в приложении