Маршал советской комедии: путь Леонида Гайдая к эталону юмористического фильма

Правила жизниСобытия

Кино

Маршал советской комедии: путь Леонида Гайдая к эталону юмористического фильма

Записал Ренат Газизов

Фильмы Леонида Гайдая обладают тем самым качеством, которого сегодня пытаются достичь многие шоураннеры потоковых сервисов. Комедии советского режиссера можно пересматривать каждый год. Персонажи, цитаты и песни из его фильмов неотделимы от нашего культурного кода. Каждый Новый год федеральные каналы устраивают гайдаевский киномарафон, который неизменно собирает у экранов людей разных поколений.

Гайдай стал популярен в 1960–70-е годы благодаря своим кассовым хитам, которые посмотрели более 200 миллионов зрителей в СССР. Но были в его фильмографии картины, которые не получили такого успеха или прошли почти незаметно. «Правила жизни» публикуют гид по самым известным и малознакомым фильмам Леонида Гайдая.

«Долгий путь»

1956

Историческая драма о любви станционного смотрителя и политзаключенной стала первым художественным фильмом Гайдая, в котором он дебютировал вместе с опытным режиссером Валентином Невзоровым. Сюжет основан на рассказах писателя Владимира Короленко «Ат-Даван» и «Чудная». На отдаленной якутской станции, где купцы меняют лошадей для дальнейшего путешествия, судьба вновь сводит станционного смотрителя Василия Кругликова и его бывшую возлюбленную Раису Федосееву, которую арестовали по политической статье и этапируют в ссылку.

Несмотря на тяжелый характер фильма Гайдаю удалось даже в этой драме придать героям особую иронию, которая в дальнейшем станет отличительной чертой всех его персонажей. После выхода «Долгого пути» на 33-летнего дебютанта обратил внимание выдающийся советский режиссер Михаил Ромм. Он посоветовал Гайдаю выбрать направление комедии и снимать фильмы исключительно в юмористическом ключе.

«Трижды воскресший»

1960

Историческая драма о буксирном пароходе «Орленок», который участвовал в знаковых событиях советской истории, поставлена Гайдаем по пьесе Александра Галича «Пароход зовут «Орленок». В гражданскую войну на пароходе ходили комсомольцы, в годы Великой Отечественной войны на нем перевозили раненых, а в начале 1960-х на борту «Орленка» открылся пионерский музей. Чтобы помочь двум девушкам довезти подарки строителям Комсомольской ГЭС, пионеры восстанавливают буксир, и все вместе отправляются в плавание.

Предыдущий фильм Гайдая, «Жених с того света», чиновники зацензурили и превратили в короткометражку, а самого режиссера хотели отстранить от работы. Однако директор «Мосфильма» Иван Пырьев уговорил Гайдая снять «Орленка», чтобы сгладить сложные отношения с цензорами. Режиссер поддался на уговоры, но снимал без интереса, понимая, что это отчасти политическая агитка. Хотя Гайдай и попытался добавить в драму свою фирменную иронию, чтобы высмеять определенные недостатки советской жизни, это не спасло фильм от провала в прокате. Тем не менее это был важный момент для самого Гайдая. Без этой неудачи не случились бы его поездка к родителям в Иркутск и новый виток вдохновения для съемок короткометражки с легендарной троицей – Никулиным, Вициным и Моргуновым.

«Пес Барбос и необычный кросс»

1961

Прочитав фельетон Степана Олейника «Пес Барбос», Гайдай загорелся идеей снять короткометражный фильм о трех браконьерах, которые отправились со своим псом на рыбалку с динамитом. Режиссер сам написал сценарий, придумал имена героям и выбрал форму – комедийную пантомиму в духе американского немого кино. Гайдай был поклонником Чарли Чаплина, Бастера Китона, Гарри Ллойда и Макса Линдера – их фильмы часто показывали в советских кинотеатрах.

Именно поэтому в короткометражке так много приемов из фильмов этих мэтров: рапида, визуальные и звуковые гэги, отсутствие диалогов. Если бы Гайдай оставил весь отснятый материал, «Пес Барбос» мог бы быть получасовым. Многие трюки впоследствии попали в следующую историю о «Самогонщиках». Сразу после премьеры на Московском кинофестивале в 1961 году «Пес Барбос и необычный кросс» стал невероятно популярным. Короткометражку Гайдая закупили более ста стран мира, а на Каннском кинофестивале даже номинировали на «Золотую пальмовую ветвь».

«Деловые люди»

1962

Будучи поклонником голливудских фильмов, Гайдай обращал внимание не только на комедии, но и на вестерны, поэтому он позаимствовал этот жанр для идеи нового фильма. Чтобы оправдать подобный выбор перед художественным советом, режиссер сравнил бандитов с капиталистами: дескать, жажда наживы у них такая же, поэтому они не остановятся ни перед чем – даже убийством. Сравнение чиновникам понравилось, и съемкам дали зеленый свет.

«Деловые люди» – это антология из трех новелл, которые основаны на рассказах американского писателя О. Генри и предлагают довольно характерные для Дикого Запада сюжеты: ограбление поезда, кражу драгоценностей и похищение с целью выкупа. Премьера фильма состоялась в канун 100-летнего юбилея писателя и прошла с огромным успехом. По всей стране «Деловых людей» посмотрели более 20 миллионов зрителей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Четверть — веха Четверть — веха

Несмотря на возраст, ТНТ продолжает искать новое и не боится экспериментировать

Правила жизни
Философия нового времени Философия нового времени

Современное пространство в стиле минимализм для комфортной жизни большой семьи

SALON-Interior
Антидворянец Антидворянец

Самые свежие сплетни и слухи столетней давности в новой рубрике «Правил жизни»

Правила жизни
Подзарядка батареек Подзарядка батареек

Чтобы повысить энергетический потенциал, прислушайся к нашим советам

Лиза
Дорого внимание Дорого внимание

Ольга Карпуть разбирается, действительно ли юмор продает

Правила жизни
«Декабрист» и другие шлумбергеры «Декабрист» и другие шлумбергеры

Первый по распространённости в мире кактус

Наука и жизнь
Маски шоу Маски шоу

XX век прошел под знаком карикатуры – она была мощным идеологическим оружием

Правила жизни
Когда приедешь? Когда приедешь?

Что значит для молодых взрослых из ПНИ самостоятельная жизнь

Новый очаг
Братья Либа Братья Либа

Творчество братьев Либа разноцветной палитрой бушует между двумя точками

Afternoon Seasons of life
Евгений Колбин: «Мы построили бизнес-процессы вокруг клиента» Евгений Колбин: «Мы построили бизнес-процессы вокруг клиента»

Евгений Колбин рассказал о том, как развиваются облака в России

РБК
Что нам стоик Что нам стоик

Как при помощи стоической философии избавиться от боли

Правила жизни
Как подобрать правильно вклад и не ошибиться? Как подобрать правильно вклад и не ошибиться?

С повышением ключевой ставки Банком России ставки по вкладам поползли вверх

Наука и техника
Сергей Шумский: «У роботов не будет инстинкта власти, как у человека» Сергей Шумский: «У роботов не будет инстинкта власти, как у человека»

Минувший год имеет шансы войти в историю как время взрывного роста нейросетей

РБК
9 лучших кукольных советских мультфильмов 9 лучших кукольных советских мультфильмов

Кукольные мультфильмы из СССР, которые вы посмотрите с удовольствием

Maxim
5 фильмов о материнской любви 5 фильмов о материнской любви

Нет на свете большей силы, чем сила материнской любви

Psychologies
На всю голову На всю голову

5 опасных манипуляций с волосами, о которых лучше забыть

Лиза
Маршрут перестроен Маршрут перестроен

Самые красивые и необычные места России

Grazia
Тейлор Свифт, Kiss и фрезеровщики: кто выгоняет футбольные клубы с их стадионов Тейлор Свифт, Kiss и фрезеровщики: кто выгоняет футбольные клубы с их стадионов

Как выступления звезд и другие виды спорта рушат планы футбольных команд

Forbes
Сын Макконахи, король Англии, защитник Арракиса: экранная эволюция Тимоти Шаламе Сын Макконахи, король Англии, защитник Арракиса: экранная эволюция Тимоти Шаламе

Кинокритик Елена Зархина проследила экранный путь актера Тимоти Шаламе

Правила жизни
Игра в имитацию Игра в имитацию

Македонский писатель Венко Андоновский об имитации жизни

Grazia
(Не) как у всех (Не) как у всех

Кухня — безупречный образец бесконечных повторений

Grazia
Передел Европы. Часть II. Хирургия без наркоза Передел Европы. Часть II. Хирургия без наркоза

Тирольская трагедия и ошибка Вудро Вильсона

Знание – сила
Спорно, но задорно Спорно, но задорно

Гарик Харламов вспомнил и проанализировал историю конфликтов в своей жизни

Men Today
Нет радости от жизни, ничего не хочу: что такое ангедония и почему она есть у многих Нет радости от жизни, ничего не хочу: что такое ангедония и почему она есть у многих

Нет сил вставать с кровати, не хочешь путешествовать, встречаться с друзьями

VOICE
4 сигнала, что вас скоро уволят 4 сигнала, что вас скоро уволят

Тревожные звоночки о том, что с вами хотят попрощаться

Psychologies
России нужны станки, дороги и умные люди России нужны станки, дороги и умные люди

Инвестиции в основной капитал сейчас на рекордно высоких уровнях

Монокль
В одно касание В одно касание

Как малоинвазивные методики стали проводниками бодипозитива и антиэйджа

Собака.ru
Пореволюционная судьба чеховских типажей в повести «Степь» Пореволюционная судьба чеховских типажей в повести «Степь»

Срез русской жизни и движение судеб в повести-путешествии «Степь» А. П. Чехова

Знание – сила
Салат «Оливье» Салат «Оливье»

Как появился культовый салат «Оливье»

Знание – сила
Полное собрание в одном доме Полное собрание в одном доме

Как Андрей Тарковский выяснял отношения с домом — и выяснил

Weekend
Открыть в приложении