«Смерть в большом городе». Почему человек боится умереть и как с этим жить
В издательстве «Альпина Паблишер» выходит книга «Смерть в большом городе». Ее авторы — Мария Рамзаева и Елена Фоер — рассказывают о том, как смерть воспринималась в разные эпохи и почему человечеству так и не удалось победить страх смерти. «Сноб» публикует отрывок.
Человечество пыталось изучить и осознать природу смерти столько времени, сколько оно осознает себя. «Эпос о Гильгамеше» — одно из старейших известных сегодня литературных произведений — был известен шумерам за 3000 лет до нашей эры, а написан, видимо, еще раньше. В нем хорошо описано стремление победить смерть с помощью магии, подвига, силы — и в то же время недостижимость этой цели.
Древнеегипетская культура пронизана идеями продления жизни и возвращения к ней. А вот древнегреческие философы — Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, — напротив, склонялись к идее, что бояться смерти не стоит. Сократ рассматривал смерть как сон без сновидений. Аргументы Эпикура широко известны и сегодня: «не бойся смерти: пока ты жив, ее нет, когда она придет, тебя не будет» и «нет причин бояться несуществования в будущем, поскольку мы не боимся не меньшего несуществования в прошлом».
В этой главе, рассказывая, как феномен смерти старались понять психологи и их предшественники философы, я буду придерживаться хронологии. Чтобы как-то очертить границы необъятной темы, я решила сделать точкой отсчета труды пионеров психоанализа, затем рассказать о философских работах, ставших основой еще одного крупного направления в психологии — экзистенциализма. После этого я расскажу о первых работах по психологии, которые можно считать научными в современном смысле, — они были посвящены гореванию. А затем — о том, как мы пришли к современному состоянию психологических исследований, посвященных смерти.
Первая теория о смерти
Первые исследования темы смерти, проведенные психологами, выглядели замысловато. Зигмунд Фрейд, которого частенько называют создателем консультативной психологии, писал в своих ранних работах, что страх смерти — это на самом деле замаскированный страх кастрации.
Страх кастрации, или кастрационная тревога, — ключевая концепция теории Фрейда. Ее суть в том, что в возрасте трех–пяти лет у мальчика формируется страх, что отец причинит вред его гениталиям в отместку за сексуальное влечение к матери. Если вы хотите спросить, как вообще такое могло прийти в голову, вы не одиноки. Боюсь, объяснения могут только больше ввергнуть в удивление, но такова жизнь: иногда люди почему-то придумывают странные теории.
Фрейд, потерявший отца, занялся самоанализом и на его основе пришел к созданию ключевого понятия теории психоанализа — эдипова комплекса. Древнегреческий царь Эдип, согласно мифу, убивает отца и женится на своей матери. Фрейд обнаружил, что и сам испытывал влюбленность к матери и ревность к отцу в раннем детстве, и решил (как ни странно это звучит), что это универсальное чувство, через которое проходят все дети. Тревога по поводу мести отца и кастрации добавилась в теорию после того, как Фрейд поработал с детьми. Одним из них был маленький Ганс, который отчаянно боялся укуса белой лошади. Фрейд интерпретировал это как страх отца. Интересно отметить, что с самим Гансом Фрейд не общался, а вся терапия происходила через его отца.