«Следствие насилия»: 4 шага, чтобы справиться с угодливостью
Вам наверняка знаком такой тип людей: они стремятся понравиться окружающим, стараются ни с кем не спорить, охотно соглашаются даже с той точкой зрения, которая вызывает у них внутренний протест. Такие люди демонстрируют угодливость — защитную реакцию, которая возникает в ответ на насилие, физическое или психологическое. Как ее в себе изжить?
Примеры
1. Скрытая агрессия
Лет двадцать назад муж подруги поделился: «Все на работе меня любят, а я всех за глаза ненавижу! Прихожу домой и пью и желаю всем зла. Привык всем угождать! Я им улыбаюсь, делаю то, что просят, почти не отказываю. Живу в этом аду всю жизнь! Никогда и никому не говорю, что на самом деле о нем думаю».
Он обрекал себя на постоянную злость и ненависть к окружающим. Чем больше старался угодить, тем сильнее ненавидел. Но постоянно носить маску невозможно — гнев обладает огромной энергией и обязательно прорвется наружу. Человек либо заболеет и «сломается», либо совершит что-то крайне неприятное.
Впервые мне встретился человек, из которого сочилось столько злобы, столько подавленного гнева прорывалось наружу. Прийти с работы и не выпить пива — вечер не удался! Он столько терпел, что мне показалось: еще чуть-чуть — и появится новый Раскольников. Только основанием для убийства будет не нравственное рассуждение: «Могу ли я?», а «Давно чесались руки!».
Подруга мало говорила о муже, но все, что удалось узнать, сводилось к семейному насилию. Отец бил до крови, пока парень не ушел из дома. Тогда я подумала, что, наверное, и его отца никто не подозревал в лютой ненависти к окружающим.
С подругой мы гуляли с детьми и просто ходили друг к другу в гости. Однажды она поделилась, что ее муж против наших посиделок
«Что ж, — предложила я, — приходи без мужа». Она покивала в ответ, а после перестала перезванивать, ходить со мной на прогулки. Ушла. Еще через десять лет я случайно встретила подругу на улице. Она ушла от мужа — бил, и даже отец его боялся.
Угодливость как средство приспособления — самое несовершенное из всех. Оно защищает от гнева и отвержения другими людьми, как щит от боли. Сознание моего знакомого выбрало самый старый способ самосохранения — «склеилось» с образом садиста-родителя.
Но такой способ маскировки не помогал: люди раздражали и, как бы он ни пытался скрыть свое подлинное к ним отношение, чувствовали неладное. Ненависть и злость прорывались наружу, срывая маску показного дружелюбия. Случайно или намеренно в речи проскальзывали обидные подтрунивания, подколки, ехидные насмешки, а иногда проявлялась забывчивость в важном деле, которая выходила для других боком.