Как Данил Хачатуров обрел и потерял «Росгосстрах»

ForbesБизнес

Страховой случай

Как Данил Хачатуров обрел и потерял «Росгосстрах»

Данил Хачатуров лишился практически всех своих финансовых активов и выбыл из списка Forbes

Росгосстрах» — это большой корабль, на борту которого нам посчастливилось находиться. Вокруг нас плывут маленькие лодочки, но таких кораблей, как мы, нет», — не раз вещал капитан этого судна Данил Хачатуров в залах лучших провинциальных гостиниц, украшенных символикой «Росгосстраха». Руководство крупнейшей страховой компании страны регулярно выезжало с пышными мотивационными представлениями в регионы. Каждое мероприятие сопровождалось исполнением гимна: «Росгосстрах» — для нас нет предела, вся страна под сильным крылом».

Но к 2017 году «крылья» компании сломались: многомиллиардные убытки оказались непосильными для Хачатурова, фактического владельца «Росгосстраха». Страховщик вернулся в собственность государства, и ему пришлось выделить на починку прохудившегося «корабля» около 100 млрд рублей. Хачатуров лишился практически всех финансовых активов и выбыл из списка Forbes, а его брат Сергей, на которого формально был оформлен «Росгосстрах», с апреля находится за решеткой. Что случилось с крупнейшей страховой компанией страны и ее владельцем?

Магия названия

«Росгосстрах» называли Сбербанком страхового рынка из-за обширной сети, насчитывающей 2500 отделений по всей России. Имела значение и магия бренда — названия других страховых компаний не были так узнаваемы, вспоминает бывший заместитель председателя ЦБ Олег Вьюгин. Впрочем, в начале 2000-х «Росгосстрах» был небольшой страховой компанией со сборами 4,3 млрд рублей (у лидера рынка — «Промышленно-страховой компании» — было 43 млрд). О ее приватизации 30-летний вице-президент «Славнефти» Данил Хачатуров узнал из объявления в бюллетене Росимущества. Он ничего не понимал в страховании, но неплохо разбирался в недвижимости, вспоминает источник Forbes, знакомый с обстоятельствами сделки. Недвижимость «Росгосстраха» сын строителя Хачатуров, окончивший Московский инженерно-строительный институт, оценивал значительно дороже самой компании. Но в портфеле «Росгосстраха» было от силы 15 привлекательных объектов, в остальном это были ничем не примечательные помещения в провинции, вспоминает Роман Борисович, работавший в 2007–2012 годах финансовым советником менеджмента компании. У Хачатурова была как минимум еще одна причина интересоваться «Росгосстрахом». В 2001 году в правительстве уже активно обсуждали введение обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) — открывался новый огромный рынок. Хачатуров это прекрасно понимал и, участвуя в приватизации «Росгосстраха», рассчитывал на ОСАГО, говорит еще один из знакомых бизнесмена.

Первые и весьма скромные деньги Хачатуров заработал на уличной торговле, но, поняв, что ларьки не слишком прибыльны, ушел заниматься ценными бумагами в Морской акционерный банк, рассказывает его знакомый. Играл на фондовом рынке с 1994 года. В 23 года заработал первый миллион, а в 25 накопил многомиллионные долги, рассказывал Хачатуров в интервью армянской газете «Еркрамас».

Приватизировать «Росгосстрах» скромному вице-президенту «Славнефти» помог инвестиционный банкир из высшей лиги Рубен Варданян. Его компания «Тройка Диалог» собрала консорциум инвесторов и несколькими лотами в 2001–2003 годах скупила 75% «Росгосстраха» за $64 млн. В 2002 году Хачатуров вошел в совет директоров «Росгосстраха», а конечным бенефициаром он признал себя лишь в 2005-м.

Хачатуров считал «Росгосстрах» своим детищем, с воодушевлением погрузился в дела компании и страховой бизнес, работал в режиме 24/7, особенно в первые годы, вспоминает один из его сотрудников. Компания досталась ему в состоянии разрозненных региональных филиалов, которые предстояло собрать в единую структуру. Хачатуров постоянно проводил мозговые штурмы, которые могли затянуться далеко за полночь, топ-менеджеры нередко выезжали вместе за город обсудить стратегию и тактику. Он был душой управленческой команды — например, мог пригласить десятка три подчиненных в Ташкент скромно отметить свой день рождения. «Было очень тяжело, но первый этап жизни «Росгосстраха» — возможно, один из интереснейших периодов в моей карьере», — признается собеседник Forbes.

Расчет на ОСАГО оправдался: Госдума приняла закон в конце 2003 года, и уже через девять месяцев «Росгосстрах» собрал почти 50% общероссийских премий по этому виду страхования. За 2004 год компания собрала 17 млрд рублей по ОСАГО, а в 2006-м заняла первое место по сборам всех видов страхования, из собранных ею 47,6 млрд рублей на ОСАГО пришлось 18 млрд. Словом, дела шли в гору.

Первый ощутимый удар финансовая империя «Росгосстраха» получила в 2008 году из-за недвижимости. После приватизации многочисленные помещения страховой компании оформили на фирму «РГС Недвижимость». Еще одна структура, «Легион Девелопмент», занялась строительством бизнес-центров. Деньги на девелоперский бизнес, по данным бывшего менеджера «Росгосстраха», направлялись из прибыли и резервов компании через приобретенный для этого Русь-банк (позже РГС Банк): страховым компаниям разрешено держать довольно большую сумму резервов на банковских депозитах, а банк направлял их на стройку.

У «Легион Девелопмента» было три крупных проекта в Москве, рассказывает Борисович, который помогал Хачатурову привлекать внешнее финансирование. Бизнес-центр из трех зданий на Ордынке Хачатуров купил уже построенным, но без отделки и внутренних работ. Помещения довели до ума и сдали в аренду. Еще два объекта — бизнес-центр в Замоскворечье и здание в виде корабля на Киевской — были построены с нуля. Кроме того, примерно 30 проектов в разной стадии реализации было в регионах. Хачатуров хотел строить модные по тем временам мультицентры, предназначенные для гостиниц, жилья, торговли и офисов, вспоминает Борисович. Такие здания радовали глаз губернаторов и мэров, но их невозможно было продать, поскольку брокеров интересует конкретное назначение объекта.

Хачатуров вложил в недвижимость около $300 млн, оценивает Борисович. К кризису 2008 года, который разорил многих девелоперов, ему удалось довести до конца менее 10 провинциальных проектов. Убыток Хачатурова, по подсчетам другого собеседника — бывшего менеджера «Росгосстраха», составлял сотни миллионов долларов. Он формировался из-за остановки строительства, долгов, передачи залогов кредиторам и т. п. В дополнение к этому «Росгосстрах» получил убыток около $70 млн из-за переоценки своих портфельных инвестиций на фондовом рынке.

Эти два фактора образовали снежный ком, проблем становилось все больше. Некоторое время их удавалось маскировать за счет роста страхового рынка, считает бывший менеджер «Росгосстраха». Положение могла бы спасти реализация какого-нибудь актива, но переговоры о продаже Русь-банка в последний момент сорвались. «Это подтолкнуло нас задуматься о продаже самого «Росгосстраха», — вспоминает Борисович.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жажда альтернативы Жажда альтернативы

«Сады Придонья» первыми запустили массовое производство растительного молока

Forbes
От сала до «Мимозы» От сала до «Мимозы»

Как менялся новогодний стол вместе с генеральной линией советской кулинарии

Огонёк
Большая свалка Большая свалка

Кто только не борется за вывоз, сортировку и утилизацию отходов россиян

Forbes
$7 млрд на лекарствах от рака: придет ли биотех на смену ИТ $7 млрд на лекарствах от рака: придет ли биотех на смену ИТ

Компания Moderna Therapeutics готова к полумиллиардному IPO

Forbes
Плата за проезд Плата за проезд

Китай готов потратить на новые транспортные коридоры $1 трлн

Forbes
Искушение доходностью. Как ЦБ будет бороться с агрессивными продажами Искушение доходностью. Как ЦБ будет бороться с агрессивными продажами

О радикальном подходе к решению проблемы агрессивных продаж в банках

Forbes
Крутое пике Крутое пике

Что может вывести компанию Bombardier из штопора?

Forbes
Трагическая судьба первой столицы Трагическая судьба первой столицы

Основание российской государственности тесно связано с Новгородом

Дилетант
Из рук в руки Из рук в руки

15 лет российского футбола в историях пяти клубов

Forbes
Вкусный, утонченный, легендарный: что такое кальвадос? Вкусный, утонченный, легендарный: что такое кальвадос?

Рассказываем, что такое кальвадос, как и из чего он делается и каким бывает

Playboy
Эволюция капитализма Эволюция капитализма

Могут ли появиться новые миллиардеры в России

Forbes
Новые счетчики газа обойдутся россиянам в 130 млрд рублей Новые счетчики газа обойдутся россиянам в 130 млрд рублей

Новые счетчики газа обойдутся россиянам в 130 млрд рублей

Forbes
Золотой эпилог Золотой эпилог

Сколько «Спартак» заработал на чемпионстве

Forbes
Приводим в порядок домашний фотоархив: как организовать фотографии? Приводим в порядок домашний фотоархив: как организовать фотографии?

Составляем удобную коллекцию фото на ПК, Mac, iPhone и Android

CHIP
Тонкая нить Тонкая нить

Могут ли подвешенные в небе кабинки стать полноценным городским транспортом

Forbes
Зеленый чай для мужчины: в чем огромная польза и непоправимый ущерб Зеленый чай для мужчины: в чем огромная польза и непоправимый ущерб

Что такое зеленый чай и в чем его польза?

Playboy
Ручная сборка Ручная сборка

Сервис доставки продуктов Instamart стал прибыльным, скопировав модель Instacart

Forbes
Как Александр Сысоев приручил Голиафа Как Александр Сысоев приручил Голиафа

Отрывок из книги Владислава Моисеева «Бизнес из ничего»

Forbes
Большие переходы Большие переходы

10 самых важных бизнес-событий 2018 года в спорте

Forbes
Как оживить отношения: 9 советов Как оживить отношения: 9 советов

Отношения — это процесс, их невозможно выстроить раз и навсегда

Psychologies
Счастье в будущем Счастье в будущем

Автоматизация процессов и «человеческая аналитика»

Forbes
All your base are belong to us All your base are belong to us

Как программист из Екатеринбурга Никита Шамгунов построил бизнес на $400 млн

РБК
«Я по статусу и по возрасту пенсионер» «Я по статусу и по возрасту пенсионер»

Алишер Усманов готовит бизнес к передаче менеджерам

Forbes
Как повысить мужское либидо и улучшить потенцию: 22 грамотных совета Как повысить мужское либидо и улучшить потенцию: 22 грамотных совета

Сегодня мы поговорим о том, как повысить либидо у мужчин

Playboy
Токсичность на миллиард Токсичность на миллиард

Санкции вывели противостояние Москвы и Вашингтона на новый уровень

Forbes
Евгений Цыганов Евгений Цыганов

Актер «Мастерской Петра Фоменко» и лидер рок-группы «Покапрёт»

Собака.ru
На все случаи На все случаи

Где живут и отдыхают богатые русские и во сколько им это обходится

Forbes
Живой коралл — 12 модных вещей в главном цвете 2019 года Живой коралл — 12 модных вещей в главном цвете 2019 года

Живой коралл — 12 модных вещей в главном цвете 2019 года

Cosmopolitan
Мифы фондового рынка Мифы фондового рынка

Пять распространенных заблуждений частного инвестора

Forbes
Дорога в мое завтра Дорога в мое завтра

В реальности многое оказывается не таким, как в фантазиях

Psychologies
Открыть в приложении