«Сивику» — 50. Незаурядные факты о главной модели Honda
Пройдя отметку в 11 поколений и 27 млн проданных экземпляров, Honda Civic справляет 50-летний юбилей. Вспоминаем самые любопытные и нескучные факты об этой модели
Самым важным автомобилям в мировой истории необязательно устраивать технические революции, собирать призы на конкурсах элегантности или устанавливать рекорды скорости. Порой достаточно появиться в правильное время в правильном месте — располагая при этом правильными качествами.
Именно так произошло с недорогим хетчбэком Honda Civic, который поступил в продажу в июле 1972 года и много чего изменил: судьбу Honda, ситуацию на американском автомобильном рынке, сегмент «заряженных» хетчбэков и не только. По случаю юбилея вспоминаем самые интересные факты из жизни всех 11 поколений и на всякий случай уточняем: правильно — «Сивик». Никаких «Цывиков», пожалуйста, хотя бы из уважения к имениннику.
Без «Сивика» автомобилей Honda могло вовсе не быть
Автомобильная история Honda начиналась не с «Сивика», а с компактных спортивных родстеров S500, S600 и S800. Они были красивыми, азартными и прогрессивными для своего времени: чего стоит полностью независимая подвеска и удивительный верхневальный мотор объемом 500–800 кубиков, но сразу с четырьмя (!) карбюраторами.
В то же время в этих родстерах было слишком много от мотоциклов, которыми Honda к тому времени успела прославиться — например, цепной привод ведущей оси. Словом, продукт был оригинальный, но нишевый. Не спасали ситуацию ни коммерческие грузовички, ни даже городские кей-кары N600 на той же технической базе. Тиражи едва достигали пары десятков тысяч в год, за рубежом машины Honda никого не интересовали, а внутри Японии крепла конкуренция со стороны других компаний.
К 1972 году, когда Civic вышел в продажу, руководство Honda всерьез думало свернуть автомобильную деятельность — но дало шанс новому хетчбэку. А тот не подкачал, мгновенно став суперхитом и собрав миллион владельцев всего за четыре года.
Civic стал первым «нормальным» автомобилем Honda
Помимо вышеназванных моделей, относившихся к японскому сегменту кей-каров, до «Сивика» была еще и Honda 1300 — уже «полноценная» машина в кузовах купе и седан. Появилась она в 1969 году и, несмотря на привычный вид и прогрессивную переднеприводную компоновку, все равно чудила в техническом плане.
Например, глава компании Соичиро Хонда настоял, что двигатель должен иметь воздушное охлаждение — мол, вода в радиаторе все равно охлаждается воздухом, так зачем плодить сущности? Еще в этом моторе была «гоночная» система смазки с сухим картером, электрический масляный насос и прочие крутые, но слишком дорогие и ненужные для массовой малолитражки решения. Вот и покупатели не поняли, зачем это все, причем за их же собственные деньги.