Символы российской типографики: как Илья Рудерман и Юрий Остроменцкий зарабатывают на своих и чужих шрифтах
Это предложение набрано шрифтом Kazimir Text. Чтобы напечатать его на клавиатуре, нужно 8,5 секунды. Чтобы нарисовать шрифт, Илье Рудерману и Юрию Остроменцкому потребовалось примерно две тысячи часов. Вы бы не обратили на него внимания, если бы я его не назвал.
Но чем больше простых читателей не замечают их шрифты, тем лучше для Рудермана и Остроменцкого.
В 2014 году они основали шрифтовую студию CSTM Fonts (custom fonts, или шрифты на заказ), а через два года запустили магазин шрифтов type.today. Шесть лет спустя их шрифты можно встретить в фильмах Дудя, в приложении МТС, в книгах, в Inc., РБК и на вывесках в «Пятерочках».
Это история о том, как два дизайнера превратили свою страсть в прибыльный бизнес.
type.today в цифрах:
- 22,3 млн руб. — выручка в 2019 году
- 28,9 млн руб. — выручка в 2020 году
- ~100 шрифтов в магазине
- 5,4 тыс. продаж в магазине в 2020 году
Источник: данные компании
type.today в цифрах:
Шрифты с утра до ночи
Рудерман и Остроменцкий познакомились в университете. Оба учились в МГУП и защищали диплом по шрифтам у Александра Тарбеева. После университета Остроменцкий сразу пошел работать в медиа, а Рудерман поехал учиться дальше — в Королевскую академию искусств в Гааге.
Вернувшись в Россию, Рудерман стал арт-директором путеводителя «Афиши». По ночам он рисовал шрифты на заказ — в основном для издательских домов, — и к 2008 году обнаружил себя экспертом по кириллице. Американская студия House Industries попросила его сделать кириллическую версию одного из шрифтов.
Тогда же Рудерман и Остроменцкий впервые сделали совместный проект — шрифт для бренда Glance. Из-за нехватки времени они рисовали его не так, как принято (обычно одна команда работает над всей линейкой): один делал набор regular, а другой — bold. «Зато результат получился уникальным», — говорит Рудерман.
В 2013-14 годах Остроменцкий покинул «Большой город», а Рудерман — «РИА Новости». Сидя без работы, дизайнеры решили, что пришло время реализовать давнюю мечту: открыть свою студию и заниматься шрифтами с утра до ночи.
Когда дизайнеры плачут
Летом 2014 года, когда в индустрии выработался рефлекс — шрифты — это к Рудерману и Остроменцкому, — они открыли студию CSTM Fonts.
С первых дней у студии были крупные заказчики. Мобильный оператор Tele2 ещё осенью 2013 года заказал у друзей фирменный шрифт. А в 2015 году уже CSTM Fonts представила семейство шрифтов Tele2 Typefamily. Для «Москва-Сити» студия сделала навигационный шрифт City Sans, который появился на указателях в 2016 году.
Помимо заказных шрифтов, CSTM Fonts выпустила два тиражных — Kazimir и Pilar. Оба шрифта студия выставила на продажу в онлайн-магазине MyFonts.
На чем зарабатывает CSTM Fonts
- Тиражные шрифты, которые продаются в интернет-магазинах. Рудерман называет этот источник доходов «неполноводным ручейком». В собственном магазине type.today продается около 30 шрифтов студии. Цены начинаются от 2100 руб. за начертание.
- Шрифты на заказ и создание логотипов (студия, например, сделала логотип «КиноПоиска»). Иногда студия также выпускает заказной шрифт в тираж. Так случилось с City Sans (теперь называется Navigo), и со шрифтом для МТС (Normalidad). Шрифт на заказ может стоить $150-200 тыс., но чаще всего это десятки тысяч долларов, говорит Рудерман.
- Кириллизация — основной источник дохода CSTM Fonts. Западные дизайнеры и компании заказывают у студии кириллическую версию своих шрифтов. CSTM Fonts, например, сделала кириллицу для Google: шрифт доступен в Google Docs под названием Spectral. Рудерман говорит, что кириллизация — это уже «большой ручеёк заработка» студии. Стоит такая работа от $1 тыс. до $10 тыс. за каждое начертание.
По словам Рудермана, особенность дизайна шрифтов — в том, что на создание продукта уходит огромное количество времени. «Шрифтовой дизайнер берёт на себя много рисков, инвестирует тысячи часов в разработку шрифта, а потом садится на берегу и плачет», — говорит Рудерман.
На создание Kazimir студия потратила около 2 тыс. часов. Даже по небольшим расценкам за час работы, это огромные деньги. Поэтому тиражный шрифт может окупаться десятилетия.
Ценообразование шрифта
Цена на шрифт зависит от многих факторов. Среди них — количество затраченных часов на создание шрифта, количество языков, на которых он «говорит», его продаваемость и популярность, количество символов и начертаний, условия использования. Например, десктоп-лицензия Kazimir стоит 17,5 тыс. рублей. У шрифта 10 начертаний, 26 языков и два набора — regular и irregular.