Политическая облава: как власть пытается покончить с внесистемной оппозицией
Задержание сотрудниками полиции около 200 участников форума «Муниципальная Россия» означает, что теперь силовое давление применяется не только против несанкционированных акций протеста, но и любых политических форумов с участием внесистемных активистов. За последний год стало ясно, что власть больше не пытается загнать своих критиков в политическую изоляцию — наступило время уничтожения внесистемной оппозиции как явления, считает политолог Татьяна Становая.
Прорыв из резервации
Понятие внесистемной оппозиции стало активно использоваться со второй половины 2000-х, когда появились заметные антипутинские движения, причем не всегда либерального толка, такие как «Другая Россия», Объединенный гражданский фронт и «Солидарность». Чтобы попасть в категорию внесистемной оппозиции, нужно было соответствовать как минимум двум условиям: иметь политические амбиции и выступать резко против Владимира Путина.
На протяжении многих лет Кремль вполне устраивала ситуация, при которой противники действующего президента были банально выведены за пределы легитимного политического поля и прочно изолированы в резервации — они не могли участвовать в выборах государственного уровня, рассчитывать на регистрацию своей политической партии Минюстом, а также на справедливый правоприменительный процесс в вопросах политического значения. Были серьезно ограничены их возможности организовывать акции протеста.
Ситуация начала меняться с 2017 года, когда стало очевидно разрушение крымского консенсуса и власть столкнулась с первой после 2014 года серьезной вспышкой политического протеста. Последовавшая за этим пенсионная реформа вызвала заметное снижение рейтингов всех институтов власти. В это время начинают происходить фундаментальные перемены, во многом повлиявшие на общий вектор развития страны.