Дом, который построил Герц
Это он соорудил дом из деталей боинга и спроектировал крышу, похожую на паруса. Архитектор Дэвид Герц готов перенести вас в удивительные дали силой своего профессионального воображения
По одной из версий биографии Дэвида Герца, подростком он был задержан за незаконное проникновение на стройку, которой руководил знаменитый калифорнийский архитектор Джон Лотнер. Сорок пять лет спустя Герц этот поступок оправдывает. Его семья жила тогда недалеко от будущей архитектурной достопримечательности, известной теперь своими изогнутыми формами и завидным расположением на Карбон-Бич в Малибу. Родители были знакомы с владельцами дома Джоанн и Гилбертом Сегель, и Дэвид не чувствовал себя нарушителем, перемахивая через забор, чтобы осмотреться. И всё же Сегели очень удивились, когда приехали в один из выходных, чтобы проконтролировать ход работ, и обнаружили на своём участке Дэвида. Парень признался, что его поразил необычный вид строящегося дома, и они обещали пригласить его на обед с человеком, который его спроектировал.
Обед действительно состоялся, но уже в 1979 году, когда дом был закончен. К этому времени Герц твёрдо решил стать архитектором. При этом его не смущало то, что в школьной комиссии по профориентации ему сказали, что с его оценками по математике об этой специальности лучше забыть. Джон Лотнер, в свою очередь, сразу разглядел в парне мощный потенциал. «Я думаю, ему понравился мой энтузиазм», — говорит Герц, которому сейчас 61. Именитый архитектор предложил ему подработку, и подросток провёл в его студии лето, выполняя мелкие поручения, а затем остался ещё на четыре года.
Так началась карьера, которая заставляет усомниться в профпригодности школьной комиссии. За сорок лет работы Герц сделал массу проектов, от мебели до интерьеров магазинов, и всё же его самые известные достижения — это дома, в которых сочетаются экологичные методы строительства, чистота линий и сила воображения. Последней он во многом обязан путешествиям, от детских каникул на Гавайях и в Мексике до сёрфинга на Бали и восхождений в Перу в более зрелом возрасте. «Путешествия влияют на мою архитектуру, а архитектура может создавать ощущение путешествия», — уверен он. «Архитектура Дэвида завораживает, потому что в ней чувствуется любовь к приключениям, охота к перемене мест, — говорит его жена, фотограф Лора Досс-Герц, с которой он познакомился на занятиях по парусному спорту. — Он не отрицает общепринятых правил, но будет их дополнять и дорабатывать всеми доступными ему способами».
По словам близких, творческий дух в нём укрепляла сама жизнь. Герц провёл детство в разъездах по съёмочным площадкам. Вместе с младшим братом Брэдом они помогали строить декорации на ранчо «Парамаунт» в Вестерн-Тауне. Их дед Уил-Лиам Герц приобрёл его в начале 1950-х. Если вы смотрели фильмы «Перестрелка в О.К. Коррал», «Доктор Куинн, женщина-врач» или сериал HBO «Мир Дикого Запада», то видели результаты совместных усилий этой семьи.
Не чужды творчеству были и родители Дэвида. Мать была художницей, а отец работал челюстно-лицевым хирургом. Их семейный дом в пригороде Санта-Моники пребывал в состоянии постоянного ремонта. Брэд вспоминает, что их отец любил, когда к нему приходили друзья, потому что он всегда мог их привлечь к разным проектам переделки. «Папа всё делал для нашей мамы, — говорит Брэд. — Помню, как однажды она пожалела о том, что в её мастерской не было светового люка, и уже на следующий день папа его вырезал, а мы помогали с отделкой». Именно благодаря отцовской стратегии «сделай сам» Дэвид выработал здоровый скепсис в отношении стандартных подходов к строительству.
В 1979 году Герц поступил в Архитектурный институт Южной Калифорнии (SCI-Arc). Учебное заведение, основанное всего семью годами ранее, предлагало менее регламентированную по сравнению с обычными университетами программу. Майкл Ротонди, один из основателей SCIArc, вспоминает Герца как человека очень любознательного. По его словам, Дэвид практически сразу стал предпринимать попытки переделать мир. Его система ценностей была близка к тому, что со временем стали называть круговой экономикой: «Взять то, что есть, и улучшить». Наметившийся энергетический кризис поддерживал этот подход. «Мы понимали, что зависим от иностранной нефти, и стали делать ставку на солнечную энергию, — говорит Герц. — Это было стремление к устойчивому развитию задолго до появления соответствующего термина». Занятия в SCI-Arc проходили три дня в неделю, оставшееся время Герц проводил в офисе Лотнера, помогая приводить в порядок объёмный архив архитектора. Там же он занимался собственными проектами и по окончании университета выиграл годичную стажировку у Фрэнка Гери, которого называют гением деконструктивизма.