«Шестидесятые сейчас на пике»: коллекционер Валерий Дудаков о ярмарке «Арт Москва»
До 21 апреля в Гостином дворе идет ярмарка изящных искусств «Арт Москва», объединившая традиционный антикварный салон, ярмарку современного и ювелирного искусства и дизайна. Помимо стендов 250 галерей, среди выставочных проектов — экспозиция «Выбор коллекционера. 1960-е» из собрания Валерия Дудакова, крупного московского коллекционера и арт-дилера, создателя клуба коллекционеров в Фонде культуры и консультанта мировых аукционных домов
Ярмарка «Арт Москва», основанная в 1996 году, во много сформировала российский арт-рынок. Вновь запущенная после пандемии, она представляет произведения искусства вне временных рамок и стилей, предлагая на стендах в Гостином дворе и редкий антиквариат музейного уровня и работы молодых ювелиров и дизайнеров.
В этом году на ярмарке работают несколько выставок-спецпроектов: Stella Art Foundation коллекционера и мецената, патрона московского концептуализма, Стеллы Кесаевой показывает произведения из своей коллекции; Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров представила выставку «Шедевры из частных коллекций» с работами Боровиковского, Рокотова, Венецианова, Шишкина, Поленова, Левитана, Экстер, Розановой.
Валерий Дудаков в проекте «Выбор коллекционера. 1960-е» демонстрирует выбор лучших произведений шестидесятников из своего собрания. «Многие из них стали моими друзьями, хотя были старше на 15–20 лет, что позволило мне не только довольно скоро войти в современную художественную жизнь, но и участвовать в так называемых арт-квартирниках. В настоящее время около 100 работ нонконформистов располагаются в моей частной галерее «Непокорные», — говорит Валерий Дудаков.
Художник, искусствовед, в прошлом главный художник фирмы «Мелодия», Валерий Дудаков известен как эксперт и коллекционер русского искусства конца XIX-начала XX века и искусства нонконформистов-шестидесятников. Дудаков коллекционирует искусство с 1970 года. С юности он вошел в круг московских собирателей наравне с Георгием Костаки, Николаем Блохиным и Феликсом Вишневским.
В 1986 году Дудаков возглавил отдел частных коллекций и выставок Советского фонда культуры, по сути легитимизировав коллекционирование в Советском Союзе. При поддержке компании De Beers он организовал большое европейское туре выставки «Сто лет русского искусства. 1889-1989. Из частных коллекций». В 1990-е Валерий Дудаков консультировал отделы русского искусства мировых аукционных домов и выступал как эксперт, составитель коллекций для нового поколения коллекционеров-бизнесменов.
Forbes Life расспросил коллекционера о разных поколениях собирателей живописи, о невыездных работах и его выставке на «Арт Москве».
— Валерий Александрович, интерес к нонкоформистам-шестидесятникам высок как никогда прежде?
— Безусловно, шестидесятники на пике. За этими художниками гоняются. Я не беру Кабакова-Булатова, там цены свои, или Олега Васильева. Номер один сейчас, конечно, Владимир Вейсберг. Причем ранний, не серого периода, а цветного. Затем Дима Краснопевцев. У Оскара Рабина ищут его российские, доэмигрантского периода работы, не парижские. Их мало, почти не достать. Есть безусловный интерес к Комару и Меладмиду.