Привлечение трудовых ресурсов должно регулироваться исходя из приоритета

МонокльРепортаж

Импортозамещение труда

Привлечение трудовых ресурсов из-за рубежа должно регулироваться исходя из приоритета занятости собственных работников, принципа ответственного поведения работодателей и решения четко очерченных задач экономического развития страны, считает специалист по международной миграции Виктор Комаровский

Александр Ивантер

Заведующий сектором социально-трудовых отношений и социальной мобильности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН  им. Е. М. Примакова Виктор Комаровский. Фото: Светлана Постоенко

Каков мировой опыт регулирования входящих миграционных потоков, прежде всего трудовых мигрантов? Какие модели управления трудовой миграцией существуют? Исходя из каких экономических, демографических, возможно, идеологических или культурных соображений эти модели выстраиваются и развиваются? Как в международном контексте смотрится российская система привлечения иностранной рабочей силы (ИРС) и что из опыта стран — крупных реципиентов ИРС было бы разумно использовать в нашей стране?

Обсудить эти вопросы с «Моноклем» согласился Виктор Комаровский, заведующий сектором социально-трудовых отношений и социальной мобильности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН им. Е. М. Примакова.

— Виктор Викторович, можно ли говорить о ярко выраженных страновых моделях регулирования трудовой иммиграции в государствах — крупных импортерах иностранной рабочей силы?

— Любое регулирование притока иностранной рабочей силы всегда выстраивается вокруг двух взаимосвязанных вопросов: как обеспечить получение работников с востребованными на национальном рынке труда профессиями и квалификацией и как отсекать ненужных, избыточных.

Что касается «верхнего этажа» трудовой миграции — носителей высокой либо уникальной квалификации и компетенций, то здесь я бы не говорил о наличии каких-то особых моделей привлечения. За такими людьми идет глобальная «охота» по всему миру: страны и компании, университеты и культурные учреждения соревнуются в предложении наиболее выгодных материальных и нематериальных условий работы таких специалистов. Но надо понимать, что это, во-первых, по определению не массовый сегмент трудовой миграции и, во-вторых, эти люди, как правило, работают по срочному контракту, не претендуя на гражданство принимающей страны.

Наибольшее внимание и широкой публики, и государств — реципиентов иностранной рабочей силы привлекает другой сегмент ИРС — носители массовых профессий средней и низкой квалификации либо вообще мало обученные люди, уроженцы стран с низким или средним уровнем дохода, лиавстралийцев, представить развернутый план профподготовки местных кадров.

— Очень необычно! Если импортозамещение и локализация физического капитала уже стали императивом работы российского бизнеса и экономической политики государства, то импортозамещением и развитием собственного трудового потенциала мы пока вообще не занимаемся.

— В России в силу относительно короткого периода складывания цивилизованной трудовой миграции система ее регулирования постоянно развивается. Приходится учиться и на западном, и на своем опыте. В настоящее время можно говорить о трех компонентах: это квотируемая визовая трудовая миграция — пожалуй, наиболее регулируемая, безвизовая миграция из ряда постсоветских стран, регулируемая через систему патентов, и миграция из стран ЕАЭС — практически нерегулируемая.

Без гражданства. Только работа

— Какова специфика миграционной политики Южной Кореи?

— Корейский кейс интересен тем, что несколько десятилетий, с середины 1960-х по начало нынешнего века, страна была донором рабочей силы на глобальный рынок труда. Причем речь шла в том числе о качественном человеческом капитале: значительное число корейцев после окончания университета на родине уезжали работать за рубеж, в основном в Штаты.

Однако во второй половине 2000-х Корея сменила статус со страны-донора международной миграции на реципиента. Этому способствовало, с одной стороны, расширение спроса на высококвалифицированную рабочую силу дома: Корея вошла в клуб высокоразвитых экономик мира. И углубляющийся демографический кризис — с другой. Сегодня Южная Корея имеет один из худших в мире показателей рождаемости.

Корея имеет межправительственные соглашения с 18 странами по организованному набору рабочих кадров для трудоустройства в Корее. В каждой из этих стран — в основном это государства Юго-Восточной Азии, а также Монголия и Узбекистан — созданы учебные центры по изучению корейского языка и прохождения базовой профессиональной подготовки.

Наибольшее количество трудовых мигрантов в Южной Корее — это этнические корейцы, проживающие в восточных провинциях Китая в сравнительной близости от корейско-китайской границы. В целом объем входящего потока ИРС в Южную Корею не слишком велик — 150–170 тысяч человек в год. При этом выходцев из Узбекистана в Корее насчитывается около 55 тысяч человек. Поэтому разговоры о том, что узбекские трудовые мигранты переориентировались с России на Южную Корею, мягко говоря, сильно преувеличены. Тем более что это система привлечения работников средней и низкой квалификации.

Ну и надо понимать, что Корея работает с мигрантами в рамках срочных трудовых контрактов — о возможности постоянного пребывания в стране и тем более получения гражданства речи не идет. К тому же более или менее эффективно работающая корейская иммиграционная модель все же не может справиться с достаточно высокой нелегальной миграцией. С занятостью в малом бизнесе, пусть и с минимальной квалификацией и совсем слабым владением корейским языком. Мне встречались данные, что среди них есть и россияне.

— Рассматривается ли миграция в Южной Корее — на уровне стратегических документов или практической политики — как инструмент купирования демографического кризиса? Есть ли примеры эффективной реализации расхожего в России тезиса об использовании иммиграции как действенного инструмента борьбы с депопуляцией?

— Если говорить о Республике Корея, мне такие документы не попадались. Более того, несколько лет назад в Корее пришлось принимать ряд мер против «брачного туризма», то есть против въезда в страну для вступления в брак с последующим получением гражданства.

В миграционной литературе тезис о роли миграции в демографическом аспекте имеет широкое распространение. Однако реальная практика все больше опровергает эффективность подобного подхода. Распространение «сегрегации наоборот» и инонациональных анклавов достаточно наглядное тому подтверждение.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Стать тачкой номер один в России Стать тачкой номер один в России

Как в провинциальном городке за десять лет вызрело экономическое чудо

Монокль
5 биографий сильных мужчин, у которых есть чему поучиться 5 биографий сильных мужчин, у которых есть чему поучиться

Истории мужчин, не побоявшихся трудностей и осуществивших мечты

Psychologies
Король, дама, валет Король, дама, валет

«Правила жизни» исследуют семейную историю Владимира Набокова

Правила жизни
Мальчик выпросил у родителей домашнего осьминога. Теперь у них 50 животных! Как так? Мальчик выпросил у родителей домашнего осьминога. Теперь у них 50 животных! Как так?

Кэмерон понятия не имел, во что он ввязался, когда приобрел домашнего осьминога

ТехИнсайдер
Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов

Хорроры-антологии, которые не позволят вам от себя оторваться

Правила жизни
Секс-просвет, мутанты и монархия: 20 сериалов Netflix, которые нужно посмотреть всем Секс-просвет, мутанты и монархия: 20 сериалов Netflix, которые нужно посмотреть всем

Проекты Netflix, на которые не жалко потратить драгоценное время.

Правила жизни
Острый вкус дикого васаби. Новый фильм Рюсукэ Хамагути «Зло не существует» Острый вкус дикого васаби. Новый фильм Рюсукэ Хамагути «Зло не существует»

«Зло не существует» — трагедия о потемках человеческих душ

СНОБ
«Песнь пророка» и русский Нобель. Большой разговор о книжных премиях с Андреем Аствацатуровым, Игорем Сухих и Татьяной Емельяновой «Песнь пророка» и русский Нобель. Большой разговор о книжных премиях с Андреем Аствацатуровым, Игорем Сухих и Татьяной Емельяновой

О назначении литературных премий, романе «Песнь пророка» и Нобеле Ивана Бунина

СНОБ
Правильный вояж: Азамат Мусагалиев рассказывает, как приготовить астраханскую уху и почему Камызяк похож на кадр из фильма Кустурицы Правильный вояж: Азамат Мусагалиев рассказывает, как приготовить астраханскую уху и почему Камызяк похож на кадр из фильма Кустурицы

Больше всего Астрахань похожа на старинную резную шкатулку красного дерева

Правила жизни
Между всех огней Между всех огней

Период Директории УНР — важнейший этап в истории украинской нации

Дилетант
6 вопросов, которые помогут спасти разговор 6 вопросов, которые помогут спасти разговор

Вопросы, которые сделают любую беседу по-настоящему интересной

Maxim
Рок, поп, фанк — и другая музыка для путешествий Рок, поп, фанк — и другая музыка для путешествий

Кого послушать под стук колес?

СНОБ
«Люди, естественно, хотят сбежать от реальности» «Люди, естественно, хотят сбежать от реальности»

Андрей Золотарев о фильме «Сто лет тому вперед»

Weekend
Бронетехника для выполнения специально-боевых задач Бронетехника для выполнения специально-боевых задач

Колесные бронированные машины как нельзя лучше подходят для задач Росгвардии

Обозрение армии и флота
Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале

Что ждать от старейшего форума современного искусства?

СНОБ
Деликатный вопрос Деликатный вопрос

Сколько у тебя было? Как правильно отвечать на вопрос о количестве партнеров

Лиза
Малые, но не забытые: как поддерживают коренные народы, ведущие традиционный образ жизни Малые, но не забытые: как поддерживают коренные народы, ведущие традиционный образ жизни

С какими проблемами встречаются коренные народы России?

ФедералПресс
«Олененок»: как история о неудачливом комике и его сталкерше стала суперхитом Netflix «Олененок»: как история о неудачливом комике и его сталкерше стала суперхитом Netflix

«Олененок»: шоу, которое внешней комедией исцеляет внутреннюю драму

Forbes
Хватит валять дурака: 10 рабочих советов, как перестать лениться Хватит валять дурака: 10 рабочих советов, как перестать лениться

Как разорвать этот порочный круг и победить чувство лени

ТехИнсайдер
Самый энергичный свет Самый энергичный свет

История открытия и некоторые факты о гамма-лучах

Наука и жизнь
Украшаем стол Украшаем стол

Необычные идеи окрашивания яиц и украшения стола

Лиза
«Главное – не вовлекайся» «Главное – не вовлекайся»

Перспективы семейных ценностей и династические проблемы современного общества

Правила жизни
Переждать бурю Переждать бурю

Как помочь ребенку пережить гормональную бурю в 10-14 лет?

Лиза
Рим наш Рим наш

Разбираемся в том, как работало римское усыновление

Правила жизни
Теория суперструн Теория суперструн

Ученые нашли теорию, которая раскрывает все неразрешимые загадки Вселенной

Зеркало Мира
10 фраз, которые выдают энергетического вампира 10 фраз, которые выдают энергетического вампира

Как понять, что из вас тянут жизненно важные ресурсы?

Psychologies
Как прокормить космонавтов, не используя продукты с Земли Как прокормить космонавтов, не используя продукты с Земли

Как можно производить еду в космосе и что уже удалось вырастить на орбите

СНОБ
10+ лайфхаков для мытья полов, после которых они будут чистыми, как никогда 10+ лайфхаков для мытья полов, после которых они будут чистыми, как никогда

Эти советы сделают мытье полов гораздо более простой задачей

VOICE
У черных ревунов обнаружили эффект дорогого врага У черных ревунов обнаружили эффект дорогого врага

Обезьяны реагировали на голоса соседей менее агрессивно, чем на голоса чужаков

N+1
Памяти советского Гайд-парка Памяти советского Гайд-парка

История преследуемого и одновременно удобного для власти театра на Таганке

Наука
Открыть в приложении