Совместность рождает небывалое
Мы поговорили с психологом Ириной Млодик о том, почему индивидуализм больше не работает, как выстраивать здоровые партнерские отношения, вести бизнес с друзьями и семьей, переживать кризисы и правильно расставаться.
Когда вместе лучше
Казалось бы, после советской коллективистской культуры мы заработали аллергию на любые формы объединений и переживали острый период индивидуализма. Но что мы наблюдаем сегодня? На наших глазах начинают появляться и расти партнерские бизнесы, коллаборации разных форм и масштабов. Похожие процессы мы видим и в других странах, может быть, чуть более сглаженные. Это колебательное движение — от коллективизма к индивидуализму и наоборот — прослеживается во всех цивилизациях. Человеку свойственно искать свою стаю. Мы всё больше понимаем, что, конечно, всё можем вынести на своих плечах, но цена одиночного плавания высока. Оно сложнее, скучнее, нам не с кем разделить ответственность, поражения и победы. А часто одному и вовсе невозможно сделать то, что могут двое или трое. Почему работают мозговые штурмы? Каждый мыслит в пределах своих привычных представлений, но когда миры разных людей взаимодействуют, рождается что-то новое. Совместность порождает небывалое. И значит, она выгодна бизнесу, особенно креативному, ведь одно из конкурентных преимуществ любой компании — создавать то, чего не делал никто.
Рабочие отношения — это прежде всего отношения
Сейчас компании во всем мире уходят от жесткой иерархии в рабочих отношениях, понимая, что это плохо сказывается на бизнесе. Если подчиненные чувствуют себя винтиками в системе, от которых ничего не зависит, если между ними и начальником настоящая пропасть, они инфантилизируются, начинают бунтовать, как подростки против «папочки», плохо выполнять свои обязанности — словом, вести себя как люди, которые в своей работе не видят никакого смысла.
Есть исследования, показывающие, что сотрудников лучше всего мотивирует не зарплата (у такой мотивации краткосрочный эффект), а атмосфера в коллективе и понимание своей ценности. Людям недостаточно просто ходить в офис и получать за это деньги. Они хотят видеть смысл в своей работе, уважать себя за то, что делают. Быть со-трудником, со-творцом общего дела, знать, что твои усилия видят и ценят, не контролируют на каждом шагу и дают много свободы. И такие коллективы, где работает эта мотивация изнутри, конечно, более устойчивы.
Но тут важно, как и в любых отношениях, четко выстраивать границы. Все-таки бизнес-компания — это не кружок по интересам, где каждый делает что хочет, в свое удовольствие. Демократический дух не предполагает отсутствие структуры. И для этого нужно хорошо понимать, зачем мы все вместе собрались, прописывать обязанности каждого, озвучивать общие цели и задачи.
Про здоровое партнерство
Что самое трудное в партнерских отношениях? Сотрудничать, договариваться и при этом не заметать своих чувств под ковер и оставаться самим собой. Ведь настоящее партнерство возникает не там, где соединяются две половинки, которые поврозь чувствуют себя неполноценными, а там, где крепко стоящие на своих ногах люди принимают решение делать что-то вместе, потому что это интереснее, легче и продуктивнее.
Нам досталось от мам и бабушек убеждение: «Хочешь что-то сделать хорошо, сделай это сам». Про что это? Про то, что никому нельзя доверять, что нужно со всем справляться самому, ведь кто, если не ты. С одной стороны, ценность коллектива вбивалась едва ли не с пеленок, а с другой стороны, ценилось умение думать одинаково и не высовываться. Хороший партнер — удобный партнер, который не настаивает на своем, умеет подстраиваться, уступать, а по сути, наступать на горло собственной песне. И такое партнерство тяготит: лучше уж буду один, чем под кого-то «прогибаться».
Нынешнее поколение тридцатилетних, не имея за плечами опыта советской жизни, не хочет геройствовать в одиночку. Но при этом умеет выстраивать отношения без угрозы своей инаковости. Нам есть чему поучиться у молодых: они не боятся обсуждать проблемы вслух, открыто говорить о своем недовольстве или сомнениях. Ведь если все время загонять свои чувства и желания под ковер, начинает фонить, возникает напряжение, которое рано или поздно прорвется наружу и разрушит с виду благополучный союз и веру в партнерские отношения вообще. Если проблема озвучена, разные точки зрения высказаны, можно уже договариваться, решать, что делать дальше. Разногласия нормальны, если вы умеете их конструктивно обсуждать. Кризисы неизбежны, потому что любая компания — живой организм, который развивается и растет. Кажется, что главное — начать, а дальше все пойдет само. Но ваши нежные ростки превращаются в ветвистое дерево, и все внутренние процессы усложняются и трансформируются. Чтобы продуктивно выходить из кризисов, хорошо бы регулярно устраивать чекап компании вместе со сторонним консультантом: получить объективную картину, сверить с партнером маршрутные листы и проверить, все ли прежние договоренности и условия работают