Разговорная речь заставила выбрать между умными словами и сложными предложениями
Говорящим приходится выбирать между синтаксисом и семантикой: если речь богата лексически, то грамматически она будет проще, а если человек использует сложные конструкции — в них будет меньше редких и сложных слов. К такому выводу пришли американские ученые, которые разработали метод оценки синтаксической сложности и лексической наполненности высказываний разговорной речи и проанализировали с помощью него речь здоровых людей и пациентов с разными формами афазии. В рассказах всех участников исследования лексическая сложность обратно коррелировала с семантической сложностью, пишут лингвисты в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
В самом простом смысле производство речи можно разделить на две составляющие: семантическую и синтаксическую. Первая отвечает за подбор нужных для выражения мысли слов, а вторая — за то, чтобы подобранные слова соединились в правильные грамматические конструкции.
Несмотря на то, что в речи два этих процесса работают совместно, их все же принято разделять — причем не только на уровне изучения лингвистических дисциплин, но и в том, как речь строится вообще. В пользу этого говорят, например, многочисленные данные, полученные при изучении людей с афазией — приобретенным нарушением речи. Разные типы афазий характеризуются сложностями как с составлением грамматически правильных предложений, так и с подбором нужных слов. Эти нарушения зависят от того, какая мозговая структура повреждена (вследствие инсульта или по каким-либо другим причинам).
Тем не менее, структурное и патологическое разделение лексики и грамматики не отвечает до конца на вопрос о том, как они взаимодействуют в самом процессе речи. Изучить этот вопрос подробнее решили лингвисты из Чикагского университета под руководством Эдварда Гибсона (Edward Gibson). Они предположили, что в речи говорящий всегда отдает предпочтение либо семантике, либо синтаксису: в грамматически сложной фразе, согласно их гипотезе, будет меньше сложных слов, а лексическое разнообразие, наоборот, приведет к упрощению конструкций. К примеру, если человек не сможет вспомнить слово сапборд, он может сказать надувная доска, на которой можно идти по воде стоя с веслом; напротив, если слово сапборд ему известно, необходимость в сложной описательной конструкции самого сапборда пропадает.
Чтобы проверить свою гипотезу, ученые разработали методику, с помощью которой по частоте использования тех или иных конструкций в высказываниях оценивали их синтаксическую сложность, а по частоте используемых слов — семантическую наполненность. Для оценки синтаксиса ученые взяли небольшой корпус англоязычной устной речи и автоматически выделили для фраз связи частей речи в предложении друг с другом.