Почему Ярослава Мудрого можно считать лучшим брачным агентом раннего Средневековья
Нескучная история с юмором и на современном языке
Последние годы правления князя Владимира сами по себе давали понять, что в ближайшие несколько лет неизбежно предстоит пережить новую усобицу — споры его детей за отцовский престол ни для кого не были секретом. Личные счёты к отцу имели сразу два сына: старшие Святополк и Ярослав.
Первый вообще был пасынком киевского князя — его отцом был убитый по приказу Владимира предыдущий киевский правитель Ярополк. Что до Ярослава, то он долго копил обиду на отца за то, что тот насильно взял в жёны его мать Рогнеду и обесчестил её на глазах родителей в Полоцке.
Святополк долго утаивал свои намерения, находясь близ Киева и выжидая нужного момента. Ярослав же, княживший в Новгороде, отказался платить дань в столицу ещё при жизни Владимира; свою дерзость он подкрепил варяжскими дружинами, готовыми отправиться за него в бой.
Ещё больше накаляло обстановку и то, что сам Владимир в качестве будущего наследника готовил одного из младших сыновей, Бориса. Тот вместе со своим братом Глебом был рождён от византийской принцессы Анны уже после крещения Владимира. Киевский князь серьёзно нарушал сложившийся обычай передачи власти — т.н. лествичное право. Согласно ему, трон наследовать должен был всегда самый старший в роду.
Это звучит куда проще, чем кажется. Попробуем разобрать на примере:
Есть два брата — старший Вова и младший Дима. У каждого из них по два сына. Сейчас правит Вова. Однако после его смерти власть перейдёт не к сыну, как вы подумали, а к тому, кто из мужчин в семье на текущий момент самый старший, то есть к Диме.
Вам кажется, что вы поняли систему, но постойте! После смерти Димы остаются два его сына + два сына Вовы. Надо расположить их в порядке старшинства и передавать власть по очереди.
А теперь представьте, что и у них есть свои дети. А у тех — внуки. И вы всегда должны выбирать старшего в роду. Учтём, что в те времена Рюриковичи плодились почти бесконтрольно, и получим десятки голодных до власти сыновей, племянников, дядей и дедушек.
На момент смерти Владимира в 1015 году диспозиция его отпрысков выглядела следующим образом:
- Святополк караулит его резиденцию вместе с дружиной;
- Ярослав ожидает в Новгороде новостей о смерти отца, чтобы двинуться с варягами на Киев;
- Борис вместе с киевским войском охотится на печенегов в степи;
- Глеб мирно княжит в Муроме и ничего не подозревает.
Ну а как только Владимира не стало, началась игра в «самого быстрого гонца». Свои люди побежали по резиденциям его сыновей сообщать важную весть.
Святополк занял Киев по праву старшинства, но ещё оставался как минимум Борис с войском в печенежских степях. Однако тот, узнав о произошедшем, не решился выступать на брата. Летописи говорят нам о христианском смирении, но, скорее всего, Борис понял, что киевляне уже не на его стороне. Так или иначе, он не стал сопротивляться убийцам, подосланным Святополком.
Параллельно Глеб получил ложное сообщение от Святополка, что отец при смерти, и отправился в столицу. По пути до него наконец добрался его гонец из Киева и рассказал всю правду. Глеб тоже решил не действовать сгоряча, чем воспользовался Святополк и с помощью подкупленного повара зарубил второго брата.
Итог: Борис и Глеб объявляются мучениками и становятся первыми русскими святыми, а Святополк на всю жизнь получает прозвище «Окаянный».
Если подумали, что эта игра престолов закончилась, то сильно заблуждаетесь. Из Новгорода прибыл Ярослав, который в 1016 году разбил войска Святополка, и тот бежал к своему тестю, польскому королю Болеславу I.
Через год «Окаянный» с польским войском занял Киев, и Ярослав сбежал в Новгород. Спойлер: иностранные наёмники в истории России — всегда плохая затея. Спросите об этом Василия Шуйского, обоих Лжедмитриев и даже Петра I. Поляки вышли из-под контроля и начали хозяйничать в русских городах. Святополк сам начал подначивать жителей столицы восстать против польского короля. Болеслав I спешно увозит в Польшу из Киева всё, что к полу не прикручено, включая сестёр Ярослава.
ИСТОРИКИ СПОРЯТ: в самом центре этого беспредела находился возможно один из первых лидеров Русской православной церкви — Анастас. Почему «возможно»? Потому что историки добыли о нем совсем немного сведений, ну а те, что есть, совсем не красят репутацию православной церкви.
Анастас был греческим монахом в Херсонесе — именно он фактически и сдал город, отправив князю Владимиру стрелу с планом городского водопровода. Уже не самый лучший пункт в биографии, но управлять главным храмом в Киеве ему позволили.
Во время бунта против поляков Анастас быстро понял, в чью сторону дует ветер, а потому покинул Русь вместе с поляками. С собой он захватил все церковные ценности и казну киевской Десятинной церкви. Вот и решайте — либо один из первых глав церкви тот ещё корыстолюбец, либо историки что-то путают.
В Киев возвращается Ярослав с новгородской дружиной и прогоняет Святополка. Если надеетесь, что он больше не вернётся, то в том же году «Окаянный» объявился уже с новым войском и внезапными союзниками-печенегами — да, поганые кочевники-грабители, иноверцы и разорители, но что поделать с жаждой власти? Впрочем, в битве на р. Альте Ярослав разбивает незадачливого брата, и тот окончательно покидает Русь.
«Подождите, это ещё не всё!» — наверняка с такими словами в эту разборку ворвался