Дизайн служения
Латвия знаменита не только свежими ветрами, морскими курортами, полотнами Ротко и самыми вкусными на свете глазированными сырками. Эта страна славится особым подходом к дизайну — осознанным, смелым и по-северному сдержанным.
«Люди были созданы для того, чтобы их любили, вещи были созданы для того, чтобы ими пользовались. Мир в хаосе, потому что все наоборот». Далай Лама XIV
От Петербурга до Риги — восемь часов на машине; пара крепких снов в поезде; «пристегните ремни, приступаем к взлету», «два стакана воды, пожалуйста», «пристегните ремни, приступаем к посадке» — всего ничего, если лететь на самолете. Ставшие недостижимыми простые перемещения.
За пять лет нашего теплого знакомства с Барбарой Абеле, профессором Латвийской академии художеств, онлайн встречаемся впервые. Ни обняться, ни выбрать размеренно булочки на завтрак. Одна радость: как и прежде, можем видеть друг друга и говорить о том, как вместе с миром меняется дизайн.
На связь Барбара выходит из уютного домика в Юрмале, за окном — железная дорога. Барбара объясняет: «Рядом с нашей землей проходит поезд, по этой дороге из Петербурга приезжали в серную лечебницу Кемери. Должно быть, люди радовались раньше, что такой технический прогресс с дымком проходит мимо. Да и сейчас этот ритмический проход гораздо гармоничнее звучит, чем проезд на мотороллере или на машине без глушителя, так что у нас хорошее место».
Барбара преподает социальный и концептуальный дизайн, сейчас все лекции вновь проходят онлайн. «Осенью мы немного успели пообщаться со студентами по социальному дизайну вживую, а они — встретиться со своими подопечными, с кем ведут проекты».
Одна группа студентов работает с проблемами слуха, создают не просто новую азбуку, но способ коммуникации между людьми слышащими и слабослышащими. В том числе на такие эмоциональные темы, как первые встречи, проявление симпатии друг к другу. Этот проект реализуют в одной средней инклюзивной школе.
Другая группа прорабатывает психологические проблемы подростков через создание игр, которые помогают в общении, прежде всего с родителями. Студенты и школьники вместе придумывают игры, связанные с семейными традициями, кулинарией. Дети размышляют о сохранении еды, разумном потреблении. Такие серьезные темы они выбирают сами.
Еще двое работают с инвалидами-колясочниками. В планах было создать платформу для поиска работы с возможностью рассказать об их талантах: у одного красивый голос, кто-то может читать вслух или ухаживать за комнатными цветами, готов превратить свой дом в гостиницу для растений на время отпуска... И было много еще полезных идей, но оказалось, что основная проблема для этих людей не в том, чтобы найти работу (с этой задачей те, кто хочет, справляются), а в том, чтобы начать жизнь заново, когда они становятся инвалидами по разным причинам. И платформа, над которой сейчас работают студенты, призвана именно в этом помочь»
Чтобы понять, как получилось, что подобные задачи ставят перед собой студенты факультета дизайна, надо немного больше узнать о системе дизайн-обучения в Латвии, которая базируется на устойчивом фундаменте среднеспециального творческого образования. «Во всех больших городах есть школы дизайна и искусства. В последние два-три года они превратились в кластеры, творческие люди учатся вместе со средней школы. На факультет абитуриенты уже приходят подготовленными, у них есть понимание предметного дизайна, за четыре года они получают степень бакалавра, осваивают то, что связано с индустрией, прикладным дизайном, универсальным дизайном. Продолжать преподавать в магистратуре предметный дизайн в том же контексте было бы несправедливо, старомодно, мы бы оставляли студентов только в одной колее.