Библиотечный день
Если остались в нашей жизни еще максимально аналоговые миры, то один из них — библиотека. Аналоговые — не в смысле архаичные, а в смысле штучные, «ручной работы». Такой мир ждет вас в Российской государственной библиотеке искусств на Большой Дмитровке.
Когда я была студенткой, библиотека была моим ежедневным ритуалом, местом моего обитания. Потом я стала обитать совсем в других местах, а о тайной страсти мне иногда напоминали лишь винтажные картотечные шкафы в интерьерах симпатичных кофеен. Сегодня я вернулась туда, где когда-то впервые испытала это чувство, — в Библиотеку искусств (РГБИ), в «Театралку», как мы ее называли. Вернулась совсем другим, взрослым человеком, с новыми увлечениями, интересами и снова погрузилась в каталоги, не ограничивая свои поиски темами экзаменационных билетов.
Со времен моего студенчества — о боги! — тут мало что изменилось, разве что картотечные ящики заменены на электронные каталоги. Но главное в библиотеке не это. Главное здесь — хранители. Да-да, хранители, как в древнем Египте.
У канадского режиссера Робера Лепажа был удивительный VR-спектакль про лучшие библиотеки мира, в том числе уже не существующие. Надев очки, ты попадал внутрь этих Храмов утраченных знаний: в галереи сгоревшей Александрийской библиотеки, в запасники Библиотеки Конгресса, листал легендарный атлас «Птицы Америки» в оригинале, в общем, оказывался внутри своей мечты. Там, в этих храмах, без хранителя было никак. И вот в центре Москвы, на Большой Дмитровке, мы снова приходим к хранителям. А хранить тут есть что. Во-первых, книга — объект материальный и может «заболеть»: плесень, влага, свет. Хранители регулярно проверяют физическое состояние фолиантов на предмет негативных воздействий. И, как ни странно, с тех пор как в ХIX веке в бумагу стали добавлять целлюлозу, «болеть» книги стали гораздо чаще.
Фонд Библиотеки искусств начал формироваться сто лет назад при Высших театральных мастерских Малого театра. С самого начала этим занимался литературовед Александр Фомин, собственно, именно его личная книжная коллекция стала основой библиотеки — больше 8000 томов. Фомин сам отбирал книги для фонда, фокусируясь на изданиях по истории костюма, орнаменту, театральному делу и всему, что так или иначе могло быть связано с искусством. Основным источником поступлений были частные дворянские библиотеки, которые свозились после революции в Государственный книжный фонд при Наркомпросе. В дальнейшем книги стали приобретать на аукционах, выписывать в издательствах, в том числе западных, и находить на книжных развалах. Так, например, в коллекцию попала одна из самых старых книг в коллекции библиотеки — «Триодь постная: сборник молитвословий на дни Великого поста» 1627 года, купленная в совершенно разрушенном состоянии. Восстанавливать ее пришлось очень кропотливо, наращивая бумажный слой каждой страницы. В целом, фонд книжных памятников: книг, изданных до 1830 года (именно в это